МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Пресса о Галине Волчек в 2004 году
Пресса о Галине Волчек в 2004 году

А ХУЛИ?!

Да простят меня ревнители чистоты русского языка за такое не совсем “печатное” название заметки. Но ничего не поделаешь: слов из песни не выкинешь. А суть “песни” заключается в том, что ровно 48 лет назад на площади Маяковского был открыт небольшой театр, который заварили несколько мхатовских выкормышей под руководством Олега Ефремова. Назвали его “Современником”, а неофициальным лозунгом (как бы сейчас сказали – слоганом) этой команды стало именно то выражение, которым озаглавлена заметка. Слоган был символичным, потому что в те годы так называемой хрущевской оттепели страна начинала пробуждаться от сталинской спячки и боязни сказать правдивое слово. Вот современниковцы тогда и решили, что им все нипочем: другие ставят “Штормы” и “Кремлевские куранты”, а мы возьмем пьесу совсем неизвестного Виктора Розова! Или не очень-то удобного властям Александра Володина! А хули…

Стало уже банальным цитировать высказывания великих деятелей о сроке жизни театра. Если руководствоваться ими, то “Современник” давно должен был кануть в лету. А вот жив курилка, и до пенсионного возраста ему ой как далеко! Справедливости ради надо сказать, что никто не устанавливал точную дату рождения театра. Это не был единовременный акт: сели, постановили, расписались в протоколе, и театр родился. Напротив, это был довольно длительный процесс. Сначала Ефремов подбирал близких по духу людей, с которыми потом велись бесконечные споры о будущем направлении театра. Потом проходили читки пьес. И, наконец, для своих был сыгран первый спектакль. Правда, ночью, неофициально… Но “отцы и мамы” театра все же утверждают, что за основу при определении даты рождения принято 15апреля.

Для тех, кто любит точность, обратимся к сухим энциклопедическим данным: "Основатели театра: Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и другие, присоединившиеся к ним, - были недавними выпускниками Школы-студии Московского Художественного театра. Во главу своих художественных устремлений создатели “Современника” ставили актерский ансамбль, подлинное проникновение во внутренний мир героев, в психологию человека, они стремились вернуть на сцену живого человека. В их героях зрители узнавали самих себя. Впервые за долгие годы на сцену пришли подлинные люди со своими ежедневными проблемами, горестями и надеждами”.

Естественно, что люди потянулись в “Современник”, как уставшие путники к целебному источнику. А тот насыщал своих зрителей все новыми и новыми духовными радостями. Теперь спектакли 50-х и 60-х стали легендами, и их телевизионные записи дают лишь призрачное представление о том, что происходило на сцене. Ну разве можно зафиксировать на пленке невероятные импровизации гениального Евстигнеева, который обладал фантастической способностью бурчать на сцене всяческую отсебятину, которую слышали партнеры, но не слышали зрители?! Разве поддаются описанию глаза Ефремова, который играл императора Николая Павловича в “Декабристах?!” “А Кваша в роли Луки!” – добавит театрал со стажем. “А Табаков и Козаков в “Обыкновенной истории”! – подпоет другой. “А Волчек и Гафт в “Вирджинии Вульф”?! – парирует третий. Словом, сколько в России истинных театралов, столько ностальгических воздыханий по поводу того или иного события в “Современнике” тех лет.

Казалось бы, дорога открыта: твори, выдумывай, пробуй! Но жизнь, как известно, богата и разнообразна на всяческие события, порой – не шибко приятные. Вот так и до Современника докатился в начале 70-х самый настоящий кризис, начало которому положил уход во МХАТ вечного странника и воителя Олега Николаевича Ефремова. За ним труппу покинула значительная часть ведущих актеров. Театр оказался обескровлен, лишен репертуара, к тому же перед ним стояла проблема смены поколений. Уход Ефремова многие восприняли как конец “Современника”. Но театр, вопреки предсказаниям “доброжелателей” не умер. В 1972 году труппа проголосовала за то, чтобы художественное руководство приняла на себя Галина Волчек. И это, как стало понятно уже очень скоро, оказалось единственно возможным спасительным шагом…

Волчек (в театральной среде ее часто именуют, делая ударение на последнем слоге – Волчёк) не спасовала перед навалившейся ношей. И первым же спектаклем дала понять, что тоже не лыком шита. Обратилась к прозе Чингиза Айтматова и с блеском поставила его “Восхождение на Фудзияму”, а следом за ним – “Эшелон” Михаила Рощина. Пришли новые актеры, ставшие теперь суперзвездами – Неелова, Гафт, Ахеджакова, Леонтьев. И театр вновь “заиграл” всеми своими гранями. На афише появились новые имена драматургов, в том числе, и западных. Галина Волчек не побоялась угрозы появления “театра в театре” и пригласила молодого маргинального режиссера Валерия Фокина и блистательных артистов Константина Райкина и Юрия Богатырева, которые стали своеобразной “новой кровью” “Современника”, и сохраняли потом его заряд в своей дальнейшей творческой жизни.

Вообще, Волчек на удивление гостеприимна, порой даже слишком. В последние годы на ее сцене появилась молодая режиссерская поросль, для которых нет ни примеров, ни авторитетов. Одна группа решила повторить “подвиг” отцов и поставить “Голого короля” на новый лад и потерпела поражение. Другой модный режиссер посягнул на мхатовскую легенду – “Сладкоголосую птицу юности”, и если бы не талант замечательной Марины Нееловой, быть бы ему битым критикой. Забавным оказался нашумевший спектакль Нины Чусовой “Мамапапасынсобака”, но некоторая крикливость и аляповатость оказала ему плохую услугу. Теперь на подходе “Гроза” той же Нины Чусовой с Еленой Яковлевой и Чулпан Хаматовой в главных ролях. Вот и проверим еще раз любимый театр “на вшивость” великой классикой. Тем более, что Островский на афише театра – в первый раз.

Читатель, небось, обиделся на автора этих строк: дескать, у людей – день рождения их второго родного дома, а ты критикуешь их творческие свершения, не стыдно ли?! Надо было поднять тост и пропеть здравицу. Но, как говаривал вождь мирового пролетариата: лучший способ отметить юбилей – это поговорить о своих недостатках. Поэтому, дорогие современниковцы, не взыщите. Мы ведь вас любим, а кто кроме преданных друзей скажет правду в глаза?! С днем рождения и с новыми премьерами!


«Назад

Павел ПОДКЛАДОВ
Newsinfo, 15 апреля 2004 года

Следующая фотография

© 2000 Театр "Современник".