МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Иван СТЕБУНОВ: «Главная роль была написана для Марины»
Иван СТЕБУНОВ: «Главная роль была написана для Марины»

Актер «Современника», а теперь еще и режиссер Иван Стебунов представил на «Кинотавре» свой дебютный короткометражный фильм «Седьмой». Сразу после просмотра он поговорил с Вадимом Верником – не только о режиссуре, но и своем неудавшемся браке с актрисой Мариной Александровой, решив таким образом раз и навсегда закрыть в прессе эту тему. Разговор получился откровенным.


Ваня, я начну с главного: у тебя замечательные роли и в кино, и в театре - в «Современнике». Один Тузенбах в «Трех сестрах» чего стоит! Мечта любого молодого актера. Скажи, почему тебя потянуло в режиссуру? Ты разочаровался в актерской профессии?

Я не то чтобы разочаровался. Но, честно признаюсь, Вадим, лет пятнадцать из своих тридцати я грезил именно этим. И даже моя учеба в теат¬ральном институте была отсрочкой, «вступлением» к самому главному. С моей стороны это был осознанный шаг. В чем-то я могу сказать спасибо своей бывшей жене, это она меня организовала.

А твоя бывшая жена - Марина Александрова.

Да. И мне всегда было... не то чтобы лень, но я мог надолго отложить решение заняться режиссурой — на год, например. Когда мы с Мариной поженились, она меня «собрала».
Узнала о моем желании снимать кино и стояла надо мной, когда я писал работы…

…для поступления на высшие режиссерские курсы?

Да. Надо было сочинить сценарий, автобиографию и три рассказа. Один из них написала Марина.

Приемной комиссии ты представил этот рассказ под фамилией Стебунов?

Конечно. Марина подарила мне рассказ. Я как-то высказал идею, а потом мы уехали на съемки в Ярославль. Зашли в ресторан, и в какой-то момент Марина вдруг отсела за другой столик. Я подошел к ней и увидел, что она сидит одна, в темноте, и пишет. Потом она вернулась и сказала: «Вот, написала тебе рас¬сказ». Его я и отдал при поступлении.

И он понравился?

Понравился.

Может, Марина войдет во вкус и с твоей легкой руки сама пойдет в режиссуру?

Я был бы этому рад.

Ваня, скажи, почему ты как режиссер выбрал кино, а не театр?

Галина Борисовна Волчек рассказывала, как все детство провела в кинозале. Ее отец был оператором и во время войны, привозил тро¬фейные фильмы. Она говорила, что кино с детства было ее пространством, и, наверное, поэтому сейчас кино ей не так интересно. То же самое и у меня. Я ведь вырос в театре.

А мама твоя была известной актрисой в Новосибирске...

Да. Я сам играл в детских спектаклях, что-то танцевал, и театральное пространство для меня слишком родное и близкое, чтобы я пытался сделать там что-то серьезное в качестве режиссера. Рекви¬зиторы, костюмеры, гриме¬ры — они мне родные люди, в театре я чувствую себя как дома.

Получается, в театре для тебя нет загадки, интриги.

Да, правильно.

Скажи, а когда ты учился на режиссуре, не было момента разочарования: думал об одном, а на деле все иначе?

Нет, разочарован я сегодня.

Почему?

Что-то пошло не так, что-то не случилось.

Ты судишь по тому, как приняли твою картину на «Кинотавре»?

Да нет, я и сам знаю, что могло бы быть и чего не было.

Послушай, но это же кино. Это не спектакль, который сегодня можно сыграть так, а завтра иначе. К счастью или к несчастью, ты уже не можешь ничего изменить.

Я предчувствовал свое разочарование. Во время конкурсного показа, когда я смотрел короткометражки других режиссеров и ждал, когда покажут мою, я понимал, что что-то пойдет не так. Хотя был уверен в своем фильме. Я знаю его плюсы и минусы, и положительные моменты так или иначе сработали.

Картина длится шестнадцать минут, но она сделана с претензией - в хорошем смысле - на полнометражное кино. В ней есть сюжетный объем, столько ситуаций оказано... Ты согласен со мной?

Это меня и погубило. Мне все говорят: создается впечатление, что ты просто вырезал куски из полного метра. Но я рад, что в этой картине я попробовал разные жанры: в ней есть и гротеск, и немного театральности, и «бытовая» камера, когда снимают с плеча, — такой элемент европейского кино. Хотя все равно мой жанр — это драма.

Почему?

Отношения мужчины и женщины — это са¬мое интересное, что может быть в жизни. Последней сценой моего фильма, где героиня бьет героя, я доволен — она смотрибельна. В ту смену, когда мы ее делали, у меня было за¬планировано две сцены: денег мало, надо все делать быстро. Но когда начали снимать эту сцену, я сказал: всё, другую доснимем потом.

Для тебя отношения между мужчиной и женщиной - это когда женщина бьет мужчину? Я правильно тебя понимаю? Такой ожесточенный конфликт.

В какой-то степени да. Просто женщина силь¬нее. Мужчина искреннее, а женщина сильнее. Мы переживаем, любим более искренне, чем женщины, это точно. А она — побьет да уй¬дет. (Улыбается.) И самое главное, оправдает себя. Они же всё оправдывают.

Ваня, а сценарий, по которому снята твоя картина...

Он написан мной.

То есть ты выступил в качестве и сценариста, и режиссера. Скажи, когда ты снимал этот фильм, что нового открыл в себе, своем характере? Ведь какая-то переоценка ценностей наверняка произошла?

Я счастливый человек. Я был счастлив, когда работал над фильмом. Во время съемочного процесса я ловил себя на мысли, что чувствую, как у меня тепло разливается по спине, — так мне было хорошо. От¬того что я все это затеял, даже оплатил из своего кармана — вывез тридцать че¬ловек в Ярославль, расселил их по квар¬тирам...

Тридцать человек вывез за свой счет?

Да, всю съемочную группу.

То есть ты еще и продюсер картины?

Ну как продюсер?.. Деньги просто потратил. Не могу сказать, что я что-то такое открыл новое в профессии. Я был счастлив по-на¬стоящему. И знаю, что долго проживу, если буду заниматься этим, если буду испытывать именно такие эмоции. Они порождают во мне интерес к жизни. Сегодня, когда я артист, а не режиссер, мне становится скучно на съемочной площадке.

Да ты что?!

Не знаю, скучно. Притом что, замечу, я стал терпимее к режиссерам с тех пор, как сам начал снимать. Но тем не менее как актеру мне бывает неинтересно на съемках. Руководить и направлять, а не подчиняться — вот, оказывается, моя профессия.

Но ты же собираешься и дальше играть в кино?

Да, конечно.

А может такое случиться, что кинорежиссура накроет тебя с головой?

Я очень хочу успеха. Я этого не скрываю. Хочу успеха — настоящего, большого. Но мне уже тридцать лет, и я не могу сказать про себя: я молодой Бергман. Прямо сейчас мне, как режиссеру, нечего сказать этому миру, людям, которые старше и опытнее меня.

Извини, но зачем ты вообще выбрал профессию режиссера, если тебе нечего сказать миру?

Я говорю про сегодняшний день и больше про авторское кино — вот это точно не моя история. Я хотел бы снимать исторические фильмы, я их просто обожаю. Все эти клинки, луки, стрелы — мне это очень интересно. Я считаю, что «300 спар¬танцев», например, — это сильное кино. Стильное и сильное.

Тебе это по душе еще и потому, что ты, насколько я знаю, занимался греко-римской борьбой. Так? Спорт тебя, судя по всему, закалил. У тебя ведь в юности была серьезная травма позвоночника...

Была.

То, как ты вышел из этой ситуации, этот опыт помогает держать удар в жизни? Или для тебя это просто красивые слова?

Это красивые слова. Я, честно, никому никог¬да не пожелаю пережить такое. У меня до сих пор большие проблемы со спиной, почками и желудком. Все из-за этого гребаного позво¬ночника.

А что в таком случае помогает тебе собраться внутренне? Режиссер без воли невозможен.

Честно? По большому счету я просто хочу «умыть» свою бывшую жену.

Мне нравится, что ты говоришь об этом, значит, ты внутренне уже свободен. Хотя я бы сформулировал эту мысль помягче, все-таки речь идет о женщине!

Все это я делаю для нее, и главную роль в моем фильме должна была играть она, эта роль была для Марины написана. Мы разве¬лись накануне съемок. Я надеюсь, она посмот¬рит это кино. В нем есть трансляция наших чувств, отношений. Я с ней разговариваю с экрана, что-то объясняю ей и рассказываю. И она это увидит. Когда героиня бьет героя — это абсолютно наша сцена.

Ты до сих пор ведешь внутренний диалог с Мариной?

Да. И очень часто.

Ваня, после расставания с Мариной ты хотел уйти из «Современника», где вы вместе работаете?

Было дело.
И что, ты пришел к Галине Борисовне Волчек, и она тебя отговорила?
Галина Борисовна — моя любимая женщина. Я ее люблю по-настоящему и никогда не предам, серьезно. Она мне так помогла. Когда я вошел в ее кабинет с твердым намерением уйти из те¬атра, она сказала: «Ваня, ты не выйдешь из этой комнаты, пока не примешь решение остаться».

А ты написал тогда заявление об уходе?

Нет, еще не написал, так не делается, сначала надо было поговорить с Галиной Борисовной лично.

Но ты был уверен, что уйдешь.

Абсолютно. У меня был подготовлен монолог, я уже все продумал, знал, как ей объяснить, и знал, что она поймет. А она сказала (паро¬дирует хриплый голос Волчек): «А теперь пос¬лушай меня...» — и начала рассказывать свою историю с Евгением Евстигнеевым, когда он ушел от нее к другой. Когда она все узнала, она произнесла гениальную фразу, которую я всегда повторяю: «Если у тебя хватает сме¬лости мне врать, почему ты не осмеливаешься сказать правду». Это сильно. Я понял: да, по сравнению с ее рассказом моя собственная история мало что значит.

После разговора с Галиной Борисовной тебе стало легче существовать в «Современнике» рядом с Мариной? Появилась какая-то внутренняя свобода или нет?

Сложный вопрос... Все равно я остался в те¬атре ради нее.

Ради Волчек?

Да. Если бы не она, я бы давно ушел. Я не могу ее подвести.

Скажи честно, тебе сегодня тяжело играть в одном спектакле с Мариной? В «Горе от ума», например, где у тебя роль Чацкого, а Марина играет Софью.

Ладно «Горе» — там сюжет ложится на нашу личную историю. А вот «Три товарища» Ре-марка играть совсем сложно. Там сцена люб¬ви... (Пауза.) Ладно, ей тоже тяжело.

Ваня, это жизнь, и каждый делает свои выводы. Хорошо, что есть люди, которые могут помочь. Такие, как Галина Волчек.

Она величайшая женщина, правда. Таких нет и уже не будет.

А кстати, Галина Борисовна в курсе, что ты решил заняться режиссурой? Какие напутственные слова она тебе сказала?

Да никакие. (Улыбается.) У нее немножко ал¬лергическая реакция на кино. Недавно у нас был юбилей — кажется, «Трех сестер», — мы все сидели на сцене, ели, пили, и я подошел к Галине Борисовне, обнял ее и... она меня от¬пустила. «Давай снимай». (Голосом Волчек.) Я ей объяснил, что буду пропускать какие-то сборы труппы, — не смог вот прийти на открытие сезона 2 октября, потому что у меня был съемочный день. Я сказал Галине Бори¬совне: ничего личного. Она ответила: ладно. Такое понимание дорогого стоит.

Ваня, ты уже окончил высшие режиссерские курсы?

Да.

То есть ты дипломированный режиссер Иван Стебунов!

Я защитился буквально две недели назад. «Дипломированный» — это громко сказано. Мне не диплом выдали, а такую справочку о том, что я прослушал курсы.

У тебя уже есть новые планы? Короткометражку ты снял, что дальше?

У меня вполне конкретные планы. Я задумал полнометражную картину, и, надеюсь, один из моих любимейших актеров — Сергей Васи¬льевич Маковецкий — не откажется от моего предложения и сыграет главную роль в этой картине. Если это случится, я буду точно знать, что на 50% работа сделана. Он настоящий актер. Можно просто скомандовать «Начали!» — и наблюдать. Он сам все сделает. У меня серьезная, очень серьезная история для него.

Сценарий твой?

Да, сценарий мой.

А почему ты пишешь сам? Не видишь других сценаристов, или тебе важно транслировать с экрана именно свои эмоции?

Нет, я бы с удовольствием познакомился с ка¬ким-нибудь сценаристом. Я осознаю, что я не автор, не драматург, это не моя жизнь, но все же пишу, пока пишется.

А ты хотел бы сняться в своей картине?

Нет, это точно.

Ваня, по поводу сегодняшнего просмотра. На его основании нельзя делать выводы. Ты сам про свое кино все знаешь. А «Кинотавр» хорош тем, что дает молодым режиссерам шанс быть увиденными.

Да, это правда. Посмотреть свою картину на большом экране — это отдельное испытание, настоящее. Вылезают совершенно неожидан¬ные вещи. Поэтому я сегодня весь сжался, распереживался... Я знаю, что не облажался, хотя это был провал. Но тем не менее я так люблю эту свою историю про мечтателя. Я бы встретился со своим героем, налил бы ему и сказал: подожди, подожди, все будет хорошо.

А ты сам мечтатель?

Да.

То есть главный герой - это ты?

Да. А героиня — моя жена, моя бывшая жена. Это все правда, от первого до последнего кадра. Режиссеры же всегда снимают про себя.

Беседовал Вадим ВЕРНИК
«ОК!» 16 июня 2011 года

Предыдущая фотография Следующая фотография

© 2000 Театр "Современник".