МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Уильям Гибсон
ДВОЕ НА КАЧЕЛЯХ

Чулпан Хаматова и чаплинские метаморфозы

«Двое на качелях» вернулись в «Современник»

Это пьеса о любви двух людей, затерянных где-то в громадном городе среди таких же одиноких паломников к благам цивилизации, сегодня оказывается еще точнее и больнее, чем полвека назад. В ролях – Чулпан Хаматова и Кирилл Сафонов.

В 1962 году, то есть уже практически в другой жизни, с постановки по пьесе Уильяма Гибсона «Двое на качелях» начинала свой режиссерский путь Галина Волчек. И вот сейчас она решилась на новую версию своего знаменитого спектакля. Тогда, 50 лет назад, адвоката Джерри Райна играл целый Михаил Козаков, а неудачливую танцовщицу Гитель - Татьяна Лаврова, и оба они были молодые, страстные, счастливые своим первооткрывательским счастьем. Ну как же – они должны были показать любовь двух героев, таких, черт побери, одиноких в капиталистическом мире. Причем 62-й – это еще оттепель, поэтому мир этот, хоть и американский, но уже не такой сволочной и никого специально не душит, а герои – почти как мы, тонко и глубоко чувствуют. Джерри, правда, не без надлома (так положено, изнанка буржуйского тлена), а Гитель – ну просто трепет, жертвенность и наив в клоаке порока. Народ, говорят, валом валил.

Сейчас тоже пойдет, но по другим причинам. Сейчас это милое психологическое ретро про чувства. Галина Волчек концептуально отказалась от "всяких фишек, штучек, видео и прочего", ограничив техоснащение неоновыми декорациями Павла Каплевича и старыми дисковыми телефонами.

Нервные неоновые полосы обозначают жесткий никогда не спящий город, во внутренности которого где-то втиснуты две крохотные квартирки – на сцене они никак не разделены, состоящие почти целиком из двух кроватей: «дорогущая» за 59 (!) баксов – ее, почти дармовая из Армии спасения – его. Шум сменяется джазом, на сцену влетает сумка, потом девушка, которая все время танцует – включая газ, отхлебывая молоко (у Гитель язва), разговаривая по телефону с незнакомцем.

Все прочие персонажи – за кадром, на сцене только двое. Чулпан Хаматова, в клетчатом бирюзово-лиловом платье, с тончайшей талией, с пышной нижней юбкой – хороша необыкновенно, ее героиня - воплощение непосредственности и опасной, гибельной в мегаполисе душевной открытости. Джерри – адвокат, он пытается пробиться в Нью-Йорке после болезненного расставания с любимой женой. Они оба – из «понаехавших». И им было так просто влюбиться друг в друга. Но в их любви, как и в любой другой, один дающий, другой – берущий. Много раз неустойчивые качели их отношений будут описывать амплитуду от предельной заботы и нежности друг к другу до состояния, когда земля уходит из-под ног. Неудачница Гитель самоотверженно поможет Джерри выжить в Нью-Йорке, он даже будет ей благодарен и даже оценит ее благородство, и у него, конечно, все будет хорошо. Но не с Гитель. А она, порхая весь спектакль, как мотылек, все же окажется по-настоящему трагичной фигурой – метаморфоза, достойная Чаплина.

Анна БАЛУЕВА
«Комсомольская правда», 22 января 2015 года

ИГРА В ДЖИН
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".