МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Уильям Гибсон
ДВОЕ НА КАЧЕЛЯХ

«Двое на качелях» в «Современнике»

Рассуждения обывателя о современном театре и премьере спектакля «Двое на качелях» в театре «Современник». Режиссер Галина Волчек. На сцене: Чулпан Хаматова и Кирилл Сафонов.

Роман с современным театром лично у меня сложный и, мягко говоря, неоднозначный. Почти все «свидания» за последний год – неудачные. Да, на вкус и цвет, как говорится. Но современный театр кажется игрой одного актера, и зачастую этот актер – сам режиссер, который добавляет в произведение изрядную порцию видеоарта, дыма и других визуальных эффектов, подсмотренных где-нибудь на подмостках Азии, но забывает при этом о самом главном. Для меня до сих пор загадка, зачем «переодевать» классическое произведение, добавлять вертолет, трехканальное видео, бассейн и роботов. Поставьте тогда «Звездные войны». А чем не театр? Шекспир не был на Марсе, его история неотрывно связана с менталитетом его страны, эпохи, она говорит о вечном. И, как ни странно, некоторые современные постановки, несмотря на обилие концептуальных декораций, вызывают скуку уже на двадцатой минуте. Да, наверное, я просто неблагодарный зритель, который не «понимает авторский замысел». Я не утверждаю, что весь театр сейчас такой, нет. Просто некоторые постановки отбили желание продолжать экспериментировать с современным театром.

Вспоминаю свои восемь лет и одно из первых посещений Эрмитажа, где мне показывали Ван Гога. Опытная (и, как сейчас мне кажется, разумная) экскурсовод поясняла: главное – это ощущение и впечатление, понимание придет позже. А значит, каждый имеет право на свое мнение, и, размышляя о современном театре, я анализирую, прежде всего, свои чувства. Искусство должно объединять людей, а не наоборот. И не делить их на умных и глупых.

Изменить неприятие мною такого явления, как «современный театр» смогла постановка «Двое на качелях», которая привлекла меня позитивной рецензией на телеканале «Россия». «Постановка без «фишек» и примочек» – так декларировала с экрана сама режиссер, Галина Волчек. Нужно отметить, что спектакль впервые был поставлен на сцене в 1962 году.

«У меня возникла острая потребность вернуться к «Двое на качелях». Именно вернуться, а не повторить спектакль. Честно говоря, я его плохо помню. По иронии судьбы, несмотря на то, что он с разными актерскими составами очень долго шел на сцене «Современника», записей не осталось. Только тоненькая пачка черно-белых фотографий. Так что этот спектакль мы делали, что называется «с нуля» с артистами и всей командой, которая вместе со мной сочиняла новые «Двое на качелях», — рассказала Галина Волчек.

Во время всего действа актеры буквально «держали» весь зал. Чулпан Хаматова в представлении не нуждается, а вот Кирилл Сафонов на сцене «Современника» впервые – до этого его можно было увидеть только в качестве героя нескольких телесериалов.

История Гитель и Джерри – это история любви, которая изменила судьбы обоих, подарив одновременно радость и грусть. Незамысловатые монологи, столь близкие зрителям, в которых мы узнаем нас самих. Наивная барышня, которую «жизнь ничему не учит» и у которой к 30-ти годам стабильность прослеживается разве что в развитии язвенной болезни. Конечно, как традиционная романтическая героиня, Гитель находит утешение в своих фантазиях.

Это история о короткой встрече длиной в целую жизнь, главным посылом которой стало знакомое всем изречение «с любимыми не расставайтесь» – по ритмике и интонации мы чувствуем, что хотел сказать режиссер. И пусть чувства раскачивают качели, а мы будем верить, что они окажутся крылатыми.

Спектакль не отпускал до последней минуты. Бесхитростный, легкий, как полет бабочки, он наполнял счастьем и грустью одновременно. Браво! Наверное, таким и должен быть современный театр. В мире ярких витрин, гаджетов, социальных сетей он словно глоток воздуха и тишины.

Анастасия ПРИЦ
RussМода, 28 января 2015 года

ИГРА В ДЖИН
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".