МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Уильям Гибсон
ДВОЕ НА КАЧЕЛЯХ

Захлебнувшиеся любовью

Со спектаклем «Двое на качелях» театр «Современник» стал моложе на 53 года

Галина Волчек подарила вторую жизнь своей самой первой работе, которую осуществила еще в годы оттепели: на сцене «Современника» — снова «Двое на качелях».

Пьеса Уильяма Гибсона «Двое на качелях» стала режиссерским дебютом талантливой актрисы, которой еще не исполнилось 30-ти. По неписанным правилам той поры в эдаком-то возрасте браться за режиссуру было абсолютно «не должно сметь». Женщине — тем более. Волчек посмела. Взять американскую (при железном-то занавесе!) пьесу, где есть и развод, и секс, и сожительство вне брака, а вот борьба за счастье всего прогрессивного человечества, равно как и столь милый человеческому сердцу хэппи-энд, отсутствуют напрочь. Даже для юных оттепельных 60-х это был поступок. Тот спектакль с Татьяной Лавровой и Михаилом Козаковым в театральном мире иначе как легендарным и не называют. Оттепель, как известно, быстро закончилась. Однако «Двое на качелях» остались в репертуаре театра. Исполнители менялись, залы неизменно оставались полными.

И вот спустя 53 год после той громкой премьеры Галина Волчек снова поставила двоих на качели любви и боли. Не для того, чтобы в очередной раз доказать своим многочисленным оппонентам — психологический театр жив и по-прежнему нужен зрителю. Громкие манифесты вообще не в стиле Волчек. Да в них, собственно, уже нет особой необходимости: противостояние классиков-традиционалистов и реформаторов-радикалов из активной фазы мало по малу перешло в стадию затяжных позиционных боев местного значения. А Волчек продолжает жить по принципу «делай, что должен, и будь, что будет». Худрук «Современника» не утратила дара слышать Время. А оно с недавних пор к компромиссам не склонно: либо мы вспоминаем, что у нас есть не только тела, которым ничего кроме хлеба и зрелищ не требуется, но и души, которые действительно обязаны трудиться день и ночь, либо закономерно исчезаем с лица земли не только как цивилизация, но и как биологический вид. А самый высокий и самый каторжный труд душевный (как тут с Волчек не согласиться) — труд любви.

Черное пространство сцены исчерчено трубами, проводами и кабелями — словно с мира содрали кожу: никакие стены не защищают человека от внешнего вторжения — все проницаемо, все доступно. Художник Павел Каплевич буквально из ничего сооружает два персональных вакуума — кровать-телефон-вешалка, — обживаемых героями на пределе сил. Гитель — танцовщица, которой не достало таланта стать знаменитой. Джерри — адвокат, сбежавший от сытой жизни под крылом своего тестя. Больше всего на свете они боятся того, что им более всего необходимо — подлинной любви.

Пара, на этот раз выбранная Волчек — Чулпан Хаматова и Кирилл Сафонов — кажется странной, несовместимой. Недоумение длится ровно до той секунды, пока не понимаешь, насколько точно это попадание в сегодняшние реалии. Хрупкая ранимая женщина, готовая утешать, ободрять и вдохновлять своего павшего духом избранника, не имея никаких гарантий, что встав на ноги, он не оставит ее один на один с миром. И мужчина, изо всех сил пытающийся замаскировать повадками альфа-самца свое неумение принимать решения и отвечать за их последствия.

Похоже, что так и было задумано: извечную пружину театральной интриги — это наивное, почти детское «а вдруг?!» — подкручивает только Хаматова, с микронной точностью отмеряя своей Гитель силу и слабость для очередного витка сюжета. Сафонов, увы, слишком предсказуем — в метаниях Джерри между возлюбленной, вернувшей ему вкус к жизни, и существующей за пределами пьесы экс-супругой, с которой он намерен начать все с начала, не чувствуется трагедия слабости сильного мужчины. Впрочем, тогда это был бы уже герой не нашего времени.

Виктория ПЕШКОВА
«Труд», 30 января 2015 года

ИГРА В ДЖИН
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".