Версия для печати
На зубах оскомина
Я думал, что Современнику, моему любимому театру, могу простить все. Оказывается, не все. Матюги, к которым на других сценах вроде бы уже притерпелся, здесь почему-то заставляют краснеть за автора и актеров. Хотя Леонид Филатов не без виртуозности называет своими именами части тела, обычно неназываемые. Его, впрочем, можно понять: без такого языкового допинга как он оживил бы стандартный сюжет о принцессе, которая любит умника-свинопаса, а замуж вынуждена идти за дурака-короля? Да и мода обязывает: теперь без скабрезности ни шагу.Я стал ждать другого проходного балла сегодняшней сценичности - заголения. И, вдумавшись в название спектакля: "Еще раз о голом короле", - еще раз оценил виртуозность хода: "подставить" Андерсена, добропорядочного борца за целомудрие! Не говоря уже о Шварце, хранителе интеллигентности.В общем, короля таки раздели и голенького вывели на авансцену под град насмешек народа, который всегда прав.И тут небеса разверзлись, мир повернулся на оси своей, и катарсис ударил мне в душу: принцесса, вместо того чтобы вместе со всеми оплевать голого дурака, подошла и поцеловала его. И обратилась к революционным массам со следующим апрельским тезисом: вы возмущались, что власть от вас закрыта? Вот она, перед вами, ваша власть, - в чем мать родила. Счастливых вам революций!Театр, который на протяжении сорока пяти лет своей славной истории был резонатором интеллигентского бунта, горьким смехом посмеялся над бунтом.Пожалуй, за это я готов простить ему некоторую грубость сценографии.Называю создателей (обратите внимание на новизну молодых имен при старых знаменитых фамилиях): Михаил Ефремов, Никита Высоцкий, Евгений Митта..."Отцы ели кислый виноград - на зубах детей оскомина".
Лев Аннинский
Культура, № 16, 26 апреля-2 мая 2001 года
|