Версия для печати
Кто заказывает музыку в спектаклях.
Тысячу раз прав худрук Малого Юрий Соломин,
который не устает повторять, что каждый театр
должен обходиться своими актерскими силами,
ибо приглашение в спектакли исполнителей
со стороны не только рождает массу конфликтов
в труппе, но и нарушает целостность сложившегося
актерского ансамбля.
Примерно такого же мнения столько пластичны,
что могут оправдать самую сложную режиссерскую
метафору, только для этого им надо точно
знать: зачем и во имя чего? Почему Кирилл
Серебренников решил поиздеваться над женским
полом и представить в начале спектакля трех
безобразных ведьм с раздутыми формами, осталось
загадкой, ведь это не шекспировский "Макбет".
Чрезмерная фантазия распирала модного режиссера,
и он попытался создать трагикомическую феерию
из тонкой, глубоко психологической пьесы.
Оказывается, красивый молодой человек, обслуживающий
за деньги богатых старых дам, вовсе не подлец,
а жертва. (Наверное, для этого он и сочинил
вместе с Ниной Садур комический пролог).
Казалось, в этой режиссерской трактовке зрители
должны были возненавидеть алчную и порочную
Хевенли в исполнении Марины Нееловой - они
же ее полюбили. Неелова играла так, как будто
в зеркале сцены отражалось не только стареющее
лицо американской примы, но и ее собственное,
которое тоже надо уметь "держать".
В отличие от мхатовского спектакля с царственной
Ангелиной Степановой здесь не было грусти,
лирики. Жесткий, рваный ритм спектакля только
подчеркивал бессмысленность внутренних терзаний
одинокой женщины, теряющей память, красоту,
душу.
Если в "Сладкоголосой птице" Серебренников
все сделал для того, чтобы его заметили,
то Нина Чусова постаралась "раствориться"
в героинях пьесы Биляны Срблянович. Чулпан
Хаматову и Ольгу Дроздову не возможно было
узнать в роли подростков, затеявших игру
в "дочки-матери" вместе в двумя
другими "девочками", изображавшими
дебила папу (Галина Петрова) и собаку (Полина
Рашкина). В этой безжалостной пародии на
взрослый мир Чусова постаралась сконцентрировать
внимание зрителей на том, что жестокость,
агрессия, насилие становятся нормой жизни
и для детей. Они уже не понимают, что издеваться
над слабым - подло, а ругаться матом - неприлично.
Ведь их папы и мамы тоже так ведут себя.
Вот такой нравственный урок преподал "Современник"
зрителям накануне Нового года.
Любовь ЛЕБЕДИНА
"Труд-7", 16 января 2003
|