МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Петр Хотяновский, Инга Гаручава
ПОЛЕТ ЧЕРНОЙ ЛАСТОЧКИ,
или ЭПИЗОДЫ ИСТОРИИ
ПОД УГЛОМ 40 ГРАДУСОВ

Версия для печати

Венчание генералиссимуса

На новой «Другой сцене» театра «Современник» обещали ставить только экспериментальные работы. Третья премьера «Полет черной ласточки, или Эпизоды истории под углом 40°» - о Сталине, которого давно хотел сыграть в театре Игорь Кваша.

Сталин предстает в спектакле добрым старикашкой, беззащитным перед силой последней любви, подвяленным тираном, больным, пребывающим в морфинистических грезах генералиссимусом. «Мощного старика», по воле грузинских драматургов Петра Хотяновского и Инги Гаручавы, занимают только два вопроса: секс и религия. «Я человек, мне весна жилы рвет», - вот монолог Сталина, достойный египетского фараона, сквозь тело которого после смерти прорастали колоски пшеницы.
За три дня до смерти, пребывая в коматозной полудреме, Сталин якобы влюбляется в обслугу, делающую ему клистиры. Затевается обряд православного венчания, для чего Сталин добывает из памяти знания церковно-приходской школы – от епитрахили до царских корон над головами венчаемых. Венчание должно одновременно означать искупление грехов вождя и его возвращение в лоно церкви. С помощью Лазаря Кагановича (имя сталинского соратника обретает в этой истории особый, христианский смысл) найден православный священник. Тот упирается, настаивая на невозможности покаяния убийцы. С женитьбой надо поспешить – в небе раскрылись какие-то черные дыры, которые скоро закроются. И Сталин срочно созывает своих учеников на Тайную вечерю, чтобы преломить хлебы и угоститься вином. А еще, в качестве довеска к маразму, Сталину шьют новую шинель. Она же его и задушит вместе с призраком Акакия Акакиевича Башмачкина, являющимся генералиссимусу по ночам.
В который раз убеждаешься: режиссеру Владимиру Агееву пьесы с доморощенной мистикой в руки лучше не давать! Потеря реальной почвы под ногами, неразличимая смесь реальности и видений и другие кромешные «непонятки» лишают сценическую историю каких бы то ни было внятных обоснований. На сцене – умопомешательство, бесконтрольное буйство символов и аллегорий, морфинистский глюк. Недаром в прологе к спектаклю сияющий Сталин кормит своих соратников аппетитными мухоморами.
У растерявшейся, дезориентированной интеллигенции сегодня нет никакой иной возможности дать Сталину как исторической фигуре сколь-нибудь внятный сценический облик, кроме такого, когда персонаж становится смутным пятном неизвестно чего. Парадоксально, но факт: в самой кромочке финала, словно спохватившись, Сталин Игоря Кваши все-таки напоминает зрителям, что – ах, да – это он убивал и мучил, это он сын дьявола и Каина, это он, Вождь, еще вернется в белом кителе, харизматичный и кровожадный, в чьих жилах не течет кровь человечья. Нетвердость убеждений и колебания в образе Сталина привели спектакль к тупику. К жанру несъедобной, вязкой, застывшей каши на постном масле богохульной мистики – каши, которую лучше даже и не пытаться расхлебать.

 

Павел РУДНЕВ
«Досуг и Развлечения», 9-19 июня 2005 года

 

ПОЛЕТ ЧЕРНОЙ ЛАСТОЧКИ,<br> или ЭПИЗОДЫ ИСТОРИИ<br> ПОД УГЛОМ 40 ГРАДУСОВ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".