Версия для печати
Проповедь птицам
Кирилл Серебренников в "Современнике"
Существенных резонов для того, чтобы особенно
ждать эту премьеру, было два. Первый в том,
что выпускал ее Кирилл Серебренников, сделавший
себе имя на постановках новых пьес и вдруг
взявшийся за Теннесси Уильямса. Второй -
в том, что играть у Серебренникова должна
была сама Марина Неелова. Еще туже интригу
закручивал сам сюжет пьесы: после премьеры
нового фильма стареющая кинодива, предчувствуя
провал, бежит с молодым жиголо (его играет
Юрий Колокольников). А он привозит ее в город
своего детства, где когда-то был самым красивым
мальчиком и любил самую красивую девочку.
Ростовчанин Серебренников в театре - далеко
не мальчик, хотя в столице работает и недавно.
Его первый московский спектакль "Пластилин"
был зарисовкой, эскизом, сделанным в студийных
условиях на чистом актерском энтузиазме,
- и он удался Серебренникову замечательно.
Из беспросветной пьесы об изнасилованном
сироте Серебренников извлек ощущение летнего
дня и бездумной детской радости. Потом в
филиале Пушкинского театра он выпустил "О??кровенные
полароидные снимки", изобразив, среди
прочего, как один гомосексуалист доводит
до оргазма другого, мертвого гомосексуалиста,
и сумел растрогать этой сценой даже пенсионерок,
зашедших на спектакль из любопытства. Из
Сытинского переулка, оставив за плечами влюбленных
в него капельдинерш Пушкинского театра, он
отправился прямиком в Камергерский - во МХАТ.
Там, в его постановке со страшным названием
"Терроризм", не оказалось террористов,
зато были обнаружены полдюжины Мэрилин Монро,
не предусмотренных сюжетом, непонятно чья
соседка по этажу выглядела античной жрицей,
а старухи, перематывавшие клубки на уличной
лавке, оказались совершеннейшими парками.
Не скажешь, что такой постановочный подход
- лучшее, чего мог бы желать начинающий автор.
Другое дело - неуязвимый Уильямс. Собственно,
род деятельности, которой занимается Серебренников,
и не стоило бы называть постановкой, правильнее
будет сказать, что он занимается изобретением
своего языка, сочинением сценических текстов
поверх текста драматурга, что отчасти сближает
его с Мирзоевым, и, может быть, даже Виктюком.
Пересказ "Сладкоголосой птицы"
- такая же нелепость, как, допустим, дайджест
поэтического сборника. Достаточно сказать,
что люди у Серебренникова не объясняются
в любви, а шепчут что-то беззвучно в морскую
раковину и прикладывают ее к уху любимой;
и не укладываются по-простому в постель,
а делают странные акробатические упражнения.
Местом действия у Серебренникова становится
дом для престарелых, над его жилицами (реплики
для которых написала Нина Садур) возвышается
сама Неелова - принцесса Космонополис, а
в служках у нее ходит свора городских парней
- они-то и скосят серпом жизнь белокурого
жиголо, погнавшегося за удачей и упустившего
свой шанс, свою сладкоголосую птицу юности.
Рассказывая собственную историю, Серебренников
порой дает публике столько, сколько она просто
не в состоянии переварить. Спасает одно:
то, как тонко чувствует и играет серебренниковскую
поэзию Марина Неелова. Трагическая клоунесса,
грубая и слабая, и жертва, и каратель, и
невеста, у которой вся жизнь позади, и стареющая
женщина, у которой все только впереди, -
Неелова играет так, что захватывает дух,
и так, как давно не играла. И неважно, на
чей счет это нужно записать - грандиозной
актрисы или режиссера, предложившего ей новые
правила игры.
Елена КОВАЛЬСКАЯ
"Афиша" 23 декабря - 5 января 2002
|