МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
СЕЛЕСТИНА

Лоскуты да тряпочки

Николай Коляда поставил в "Современнике" "Селестину"

Это собственное сочинение драматурга Николая Коляды по мотивам пьесы испанского драматурга ХV века Фернандо де Рохаса. И это очередная его попытка стать режиссером.

Историю для этого он выбрал любовную и трагическую. Юноша любит девушку, девушка поначалу и слышать о нем не хочет, а потом влюбляется так, что жить без него не может. Способствует этому сводня и колдунья Селестина. За свои старания она получает щедрое вознаграждение от юноши. Далее умирают все. И Селестина (от рук слуг, позарившихся на ее богатство), и юноша (ему мстят за гибель Селестины), и девушка, покончившая с собой, как Джульетта, при виде бездыханного тела своего возлюбленного.

Селестину замечательно играет Лия Ахеджакова, спасая все огрехи режиссуры, Галина Петрова для роли племянницы Селестины находит колоритные краски, и Мария Аниканова в образе влюбленной девицы хороша, как Орнела Мутти, на которую очень похожа молодая актриса. Испанским страстям они (и все остальные персонажи) предаются в костюмах, вязанных как лоскутные половики (художник Владимир Кравцев). Их очень интересно в особо затянувшиеся сцены разглядывать. Время от времени любопытно слушать изречения типа: месть дает мимолетную радость, а милосердие — вечную; женщина женщину всегда перехитрит; а для ребенка всегда найдется кусок хлеба и кровать. Трогательно наблюдать за исполнением знойного испанского танца с ложками вместо кастаньет. Чтобы отметить другие достоинства спектакля, надо сильно изощриться.

А Джульетта пришлась к слову не случайно. Двумя неделями раньше Коляда показывал свой спектакль "Ромео и Джульетта" Екатеринбургского театра драмы. Сделанный почти в тех же декорациях (доски на сцене у него, кажется, становятся навязчивой идеей) и с повторяющимися мизансценами так, что Шекспир и Фернандо де Рохас оказываются похожи, как близнецы-братья. Это вообще характерный признак творчества Коляды: смотришь его спектакль в первый раз, все умиляет и трогает — как все чудно и наивно. Во второй — настораживает. А после третьего кажется, что идет одна и та же бесконечная история, и что для Коляды нет никакой разницы, себя он ставит, Шекспира или испанского драматурга в собственной версии.

Во всех случаях он очень любит выстраивать актеров в шеренгу и заставлять долго маршировать под музыку. Занимать их руки чем-то независимым от текста и совершенно необязательным по сюжету. В "Ромео и Джульетте" герои с маниакальным упорством рвут фантики, плюют на них и лепят себе на лбы — такие они по-детски непосредственные. В "Селестине" режиссер дает им в руки тряпки, и за время спектакля они рвут километры ткани на лоскутки. При желании можно дать и этому объяснение. Но множество лишних деталей и бесконечных проходов по сцене под музыку — это не стиль. Это беда. Голого дилетантизма и энтузиазма, на котором вместо роковой любви ХV века оказался воспет тяжелый труд современных лоскутниц. Но стоило ли для этого переписывать испанца?

Ирина Корнеева
Время МН, 19 апреля 2002 года

СЕЛЕСТИНА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".