Самый знаменитый американский драматург Теннесси Уильямс (1911-1983) уже давно приобрел славу классика драматургии ХХ века. Его пьесы - ранние и поздние - не сходят со сцены во всем мире. Первая пьеса "Стеклянный зверинец" была написана в 1944 году. Его ранние драмы "Кошка на раскаленной крыше", "Орфей спускается в ад", гениальный "Трамвай "Желание", "Лето и дым" - называет великими. Поздние менее известны. Но именно в России идут с большим успехом "Костюм для летнего отеля", "В баре токийского отеля" (в США эти пьесы почти не ставились), "Крик", "Старый квартал" и "Знак батареи красного дьявола". В Европе ныне мода на позднего Уильямса, но "открывателем" этих пьес стал русский театр.
Его сугубо индивидуальное творчество выпадает за пределы привычного. Депрессивное состояние, алкоголь, наркотики, однополая любовь, самоанализ - все это для него мучительные, иногда болезненные способы выживания. Мятеж греховности против добродетели, индивидуальности против индивидуализма, убожества против полноценности наполняет смыслом его пьесы. Иррациональная, греховная, человеческая слабость восстает в драмах Уильямса против господствующей системы ценностей.
В апреле 1972 года он написал "Предупреждение малым кораблям". Эта пьеса никогда прежде в России не ставилась. Скепсису и цинизму драматург противопоставил решимость выдержать человеческое одиночество. Уильямс всегда тосковал об осмысленности жизни и об утонченности чувств. Мир беззакония, лицемерия и насилия вызывает ненависть у его героев, но выбора у них нет. Так они и сидят, потягивая напитки в ночном баре на берегу океана, обеспокоенные и смятенные, "дрейфующие утлые суденышки" у берегов официальной морали. Определяющая театральные вкусы в США газета "Нью-Йорк таймс" назвала эту пьесу "удивительными зарисовками, которые позволил себе великий мастер в пору своих вегетарианских лет", а метр американской театральной критики Гарольд Клермен писал, что "в ней чудом соединились чистота, молодость духа и поэзия жизни".
Драмы Уильямса поражают, помимо сюжета, обилием наблюдений, удивительной, неповторимой характерностью типов и личностей и ощущением, что всякую человеческую боль он чувствовал как свою. Наверное, потому редко можно встретить человека, который бы не любил лирическую трагедийность поэтических пьес великого американца.
|