МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Александр Володин
ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ

Версия для печати

Любовь, похожая на стон

Евгения Симонова дебютировала в «Пяти вечерах» «Современника»


После ухода Елены Яковлевой из «Современника» спектакль «Пять вечеров» не появлялся в афише с июня прошлого года. С репертуара снят не был, но и актриса на роль Тамары долго не находилась. Кроме того, вслед за своей супругой труппу покинул и Валерий Шальных, игравший роль инженера Тимофеева, а, следовательно, спектакль остался сразу без двух исполнителей. Ситуация разрешилась несколько месяцев назад, когда на главную роль Галина Волчек пригласила актрису Театра Маяковского Евгению Симонову, а на роль Тимофеева назначила Александра Кахуна. Возобновленный спектакль увидел свет на днях и стал, безусловно, заметным событием в театральной жизни.

На сцену «Современника» Евгения Симонова выходит не в первый раз – в минувшем сезоне исполнила здесь одну из главных ролей в спектакле «Враги: история любви». Причем ее органичная, блистательная игра абсолютно точно вписывается и в актерский ансамбль, и в стилистику «Пяти вечеров»... Сергей Гармаш (Ильин), Шамиль Хаматов (Слава), Полина Рашкина (Катя), Лиля Азаркина (Зоя) и упомянутый выше Александр Кахун (Тимофеев) – относятся к разным поколениям артистов и уж тем более к разным школам сценической игры, однако в этом спектакле все они существуют на равных. Есть нечто общее, что их объединяет. Понимаешь это не сразу, но в какой-то момент спектакля в игре каждого из них едва заметным ореолом проступает второй план – страшное лицо отгремевшей войны.

«Пять вечеров» – одна из немногих советских пьес, ставшая мировой классикой. В ту пору, когда от советского драматурга требовалось, чтобы герой пьесы менялся, мужал, перебарывал душевные порывы, повышал производительность труда, – Александр Володин сделал ход конем и оставил за кулисами все эти атрибуты соцреализма. Из речей персонажей явствует, что всем этим они занимались до начала действия и, вероятно, займутся после. Но в самой пьесе стихия напряженной душевной жизни захватила их целиком. Сейчас их волнует не производительность труда, не учеба и не продвижение по службе, а возможность говорить о непреходящих, вечных ценностях. Например, о постоянной потребности человека в любви, о стремлении к ней, об умении ждать, не размениваясь на случайное.

Несмотря на то, что при Ефремове «Пять вечеров» уже шли в репертуаре «Современника» (тогда роль Тамары играла Лилия Толмачева), режиссера-постановщика Александра Огарева и худрука театра Галину Волчек интересовала в новом спектакле ни стилизация и не притягивающее всех ретро – они взяли в руки старую советскую пьесу и прочли ее как классическую – почти как чеховскую. Они погрузились в мир автора, в его слова, чувства, предчувствия. В итоге восторженно-счастливое сталинское время всплывает из небытия – словно переводная картинка проступает на сцене «Современника» вместе с убогой обстановкой коммунальных квартир, исковерканной советскими передовицами речью рядовых людей и, главное, с немыслимо высокими чувствами, над которыми нынешнее поколение может только иронизировать.

Тамара, мастер фабричного цеха, член партии и потому почти уже не женщина. На производстве воспитывает юных работниц, которых «непонятно чему учили в институте», дома ведет шефство над своим племянником Славой, оставшимся в войну без родителей. Строгая и мужественная, принципиальная и непреклонная, она вдруг меняется в одночасье, встретив свою довоенную любовь – Ильина. Причем Евгения Симонова играет Тамару типично советской женщиной – из тех, какие в тяжелую минуту вместо библии читают письма Маркса. Эту книгу она и сунет Славке, застав его ночью на кухне с хамоватой телефонисткой Катей. На эту книгу сошлется и в беседе с Ильиным. У Тамары чистый, лирический тон. Такой открытый и такой доверчиво-беззащитный, что сердце замирает от жалости и страха при мысли о том, как переносила она невзгоды войны. Но особенно ей сочувствуешь в тот момент, когда гордый Ильин из-за своих принципов («не пара мы с ней») внезапно оставляет Тамару и уходит в неизвестном направлении. Как органично меняется Евгения Симонова, превратившись из строгой отличницы производства в ранимую, трогательную женщину, решившуюся взять в руки свою нескладную судьбу.

ВИКТОР БОРЗЕНКО
«Новые Известия», 14 марта 2012 года

ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".