МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Ясмина Реза
БОГ РЕЗНИ

Версия для печати

Размах после драки

"Бог резни" в театре "Современник"

В рамках открытого фестиваля искусств "Черешневый лес" сыграли премьеру пьесы француженки Ясмины Реза "Бог резни". За последние два сезона она обошла сцены Парижа и Лондона, где получила премию Лоренса Оливье. Ее перевел Дмитрий Быков, сыграла четверка звезд "Современника", а поставил Сергей Пускепалис.

Судя по ставившейся в Москве пьесе "Арт", Ясмина Реза довольно тонкий драматург, умеющий придать оттенок абсурда самой банальной ситуации. Ее пьесы, в которых действуют не воры и наркоманы, а вполне благовоспитанные люди, по ходу дела отбрасывающие благовоспитанность как маску,— что-то среднее между кассовой комедией и новой драмой.

"19 мая Фердинанд Рей, вооруженный палкой, ударил Брюно Валлона",— записывает Вероник Валлон (Ольга Дроздова), мамаша пострадавшего, ученый сухарь и борец за права человека. Однако две супружеские пары, 11-летние отпрыски которых подрались на прогулке, обсуждают не детали судебного иска, а всего лишь бумагу для страховой компании: два зуба Брюно висят в прямом смысле на волоске. Детей драматург на сцену не выводит, предоставляя зрителям угадывать их черты в их родителях. Муж Вероник — подкаблучник и пентюх Мишель (Сергей Юшкевич). Противники, нанесшие им вынужденный визит,— адвокат Алан Рей (Владислав Ветров) и его жена Аннет (Алена Бабенко), представляющаяся менеджером по инвестициям. "А я инвестор",— находчиво вставляет муж. Дмитрий Быков набросился на пьесу с темпераментом публициста, поэта и острослова, адаптировав для русских не только текст, но и саму ситуацию. В результате французы на сцене — явно чертановского разлива. Впервые работающий в "Современнике", но уже зарекомендовавший себя мастером комедий Сергей Пускепалис ловко подхватывает это условие игры.

Ольга Дроздова играет шарж на нервозную интеллектуалку. Хлебнув водки, она тотчас устраивает стриптиз и призывает бороться за декларацию прав человека, бросаясь на мужа с кулаками. Импозантному Владиславу Ветрову и играть ничего не надо: достаточно повести бровью и трубным голосом сказать кому-то в телефон слово "жопа" — и образ адвоката, защищающего некую фирму, выпустившую в продажу препарат антрил с тяжелыми побочными эффектами, готов. Сложнее других пришлось недавно примкнувшей к "Современнику" Алене Бабенко. Ее героиня — то ли слишком чувствительна, то ли приняла дозу этого самого антрила. Она то затихает, понурив кудрявую головку, то вдруг принимается кричать, что ее тошнит от чувства вины, которое пытаются навязать их мальчику. Тошнит ее, впрочем, в прямом смысле — прямо на репродукции Оскара Кокошки, посредством которых Вероник надеется привить детям любовь к прекрасному.

Играется все это легко и без нажима, но удержаться от смеха действительно трудно. Например, когда добряк Алан, очистив испорченный диван, принимается тискать на нем супругу, распевая: "Тотошка наблевала на Кокошку" — так светло и радостно, словно это "Я на солнышке лежу". Тут кроется еще один секрет переводчика. Госпожа Реза хотела напомнить, что под тонкой масочкой цивилизованности все мы прячем кровожадную суть, но на русский взгляд поведение героев грубым не назовешь. Для нас грубо — это если поножовщина или хотя бы мордобой. Поскольку в пьесе Реза ничего такого нет, Быков травестирует всю историю, превращая героев не столько в дикарей, сколько в подростков. И потому все наивные шуточки вроде "нравственных аперитивов", о которых говорит куколка Аннет, или "крови африканских черножопых сирот", которая стучит в сердце Вероник, кажутся уместными. Словом, единственный недостаток этого спектакля — его затянутость. Успеваешь не раз поймать себя на мысли, что предпочел бы прочесть эту с филологическим шиком переведенную пьесу глазами. Ну, в самом деле, представьте, что кто-то решил разыграть по ролям один из фельетонов Дмитрия Быкова, да еще растянул эту игру часа на два.

Алла ШЕНДЕРОВА
«КоммерсантЪ», 23 мая 2009 года

 

БОГ РЕЗНИ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".