Версия для печати
Любовь в Зазеркалье
Режиссер Юрий Еремин в театре «Современник» поставил спектакль «Подлинная история М.Готье по прозвищу «Дама с камелиями». Он предложил свою версию известного романа Александра Дюма-сына: судя по костюмам персонажей и музыке, действие происходит в двадцатых-тридцатых годах XX века.
Окаймляющие сцену высокие зеркала отражают роскошь парижских салонов, театров и казино и многократно умножают события последних лет жизни светской куртизанки Маргариты Готье (Клавдия Коршунова): бескорыстную любовь к небогатому юноше Арману Дювалю (Антон Хабаров), самопожертвование, предательство друзей, нищету и одиночество, постепенное угасание сил и неистребимость надежды. Оригинальное оформление сценического пространства (сценограф Валерий Фомин) помимо эстетической функции несет в себе важную смысловую нагрузку. Зеркала напоминают об исковерканности, деформированности чувств и системы ценностей героев, преодолеть которую к концу спектакля удается немногим. Они помогают создать ощущение иллюзорности происходящего и в то же время проецируют трагическую историю Маргариты в вечность.
Сложный, противоречивый образ главной героини складывается из ее отражений в душах разных людей и дополняется емкими символическими сравнениями. Так, аукционист (Александр Кахун), распродающий имущество куртизанки за долги, видит в ней только поверхностную, алчную кокотку. Он олицетворяет ее с камелией – «красивым, но бездушным цветком». Арман сопоставляет возлюбленную с Манон Леско из одноименного романа аббата Прево: ветреная, готовая на все ради денег Манон меняется благодаря жертвенной любви де Грие. Костюмы и парик в японском стиле (костюмер Виктория Севрюкова), своеобразная семенящая походка Готье указывают на еще одно возможное сравнение – с гейшей.
Вероятно, именно сложность образов Маргариты и Армана, пылкость их чувств помешала молодым исполнителям главных ролей (Антон Хабаров и Клавдия Коршунова приняты в труппу театра меньше года назад) понять своих героев, выработать последовательную, ровную манеру игры. В результате самыми яркими и убедительными в спектакле получились второстепенные персонажи – горничная Нанина (Людмила Крылова), аукционист, друзья Маргариты (Олег Фектистов и Дарья Белоусова). Впрочем, недостатки актерской работы компенсируют оригинальная сценография, элегантные костюмы, выразительные постановочные приемы. Так, в спектакле постоянно сменяют друг друга эпизоды аукциона, проводимого после смерти Маргариты, и воспоминания Армана. Прошлое сосуществует с настоящим, реальность – с мечтой, трагическое – с комическим. Аукцион как напоминание о гибели и нищете вторгается в идиллические любовные сцены. Вещи Маргариты освобождаются от чехлов, чтобы напомнить Арману ушедшие в небытие минуты страдания и счастья, а затем исчезают, освобождая место для последней схватки надежды и смерти.
Татьяна РАТЬКИНА «Досуг&Развлечения», 10-20 марта 2005 года
|