Версия для печати
В ожидании камелии
«Даму с камелиями» играли великие Грета Гарбо и Зинаида Райх. Словом, ее всегда играла роскошная сорокалетняя женщина. Красавица, окруженная легендами. Женщина с прошлым. Театральную традицию XX века решили нарушить знаменитый режиссер Юрий Еремин и театр «Современник». Зачем?
…Сижу на репетиции.
Очень хочется взять интервью у Клавы Коршуновой, исполнительницы главной роли. Маленькая, с точеными чертами лица, чуть похожая на японку, взрывная. Подвижная как ртуть, обжигающая страстью. Хочу взять интервью – но не могу. Боюсь сглазить. Брать интервью до премьеры у дебютантки – плохая примета. Потом, после первых спектаклей – все будет: рецензии, интервью, фотографии в газетах. Все будет. А пока…
Огромные зеркала, окружающие сцену. Пространство, заставленное старой мебелью. Патефон. Графин с водой. Ее кашель. Сценический парик, сползающий с головы. Рождается сенсация – три совсем молодых человека, три выпускника театрального вуза, которых взял к себе «Современник», должны бросить вызов театральной традиции. Впрочем, Галина Борисовна Волчек считает, что для «Современника» это норма.
- Несколько лет назад мы поставили «Три товарища». Там играла Чулпан Хаматова, которую никто не знал из театральной публики. Она не была звездой. В «Трех товарищах» играли дебютанты. А спектакль мгновенно стал популярным. Это наша позиция: мы крайне редко, можно пересчитать по пальцам, приглашаем в театр звезд со стороны.
И еще одна фраза:
- Наш зритель привык, что для театра главное это правда.
В бликующих зеркалах, в режиссерских фантазиях, в обманчивом мире искать правду? Все во мне сопротивляется этой формуле, но – вот интересно – я тут же начинаю вслушиваться в текст, который проговаривается со сцены. И вдруг слышу:
- Вы стесняетесь?
- С женщинами нужно стесняться всегда.
«Дальше… Дальше…Ты не до конца проговорил реплику» - чуть слышно шепчет Маргарита (Клавдия Коршунова) своему партнеру – Арману (Антону Хабарову). Рыжая и веселая подруга Маргариты (Дарья Белоусова) в это время азартно разучивает танго в дальнем углу сцены со своим партнером. Антон-Арман повторяет: «С женщинами нужно стесняться всегда. Таково мое убеждение». И это правда! По крайней мере, таково и мое убеждение. То есть моя правда. Стесняться. Краснеть и бледнеть. Теряться в словах. Мучаться. Страдать. Ну, какая, к черту, без этого любовь?
- Я знаю это поколение. По компании моих детей, по моим студентам, - говорит режиссер Юрий Еремин. – Я уверен, что они пытаются внутренне выломаться из того, сегодняшнего норматива, когда секс со всех сторон навязывается, как игра или товар. Я уверен, что для них чистая искренняя любовь – высочайшая ценность. Может быть, они не говорят об этом, но они так чувствуют. Поэтому мы отказались от привычной пьесы Дюма-сына, от ее привычной трактовки. Ведь в романе главным героям по двадцать три-двадцать четыре года. Я сделал свою инсценировку романа. Сдвинул время действия в эпоху импрессионистов. Нашел портрет прототипа Маргариты Готье – реальной женщины, Мари Дюплесси. У Клавы Коршуновой тонкие восточные черты лица. В ней есть что-то от Японии, откуда когда-то и была привезена камелия – странное, загадочное растение. Наша героиня немного похожа на гейшу. И совсем не похожа на роскошную женщину, пережившую свою молодость, как ее играли всегда. Она необычна.
«Она необычна… она необычна» - повторяю я про себя, когда иду по бульвару, смотрю на рекламу SMS -флирта, крема для нежной кожи, с рекламных щитов на меня смотрят десятки женщин, их лица хорошо подготовлены к работе, они излучают стандарты красоты, они светятся глянцем, они подставляют на выбор любой участок своей кожи, они дробятся в этих бесчисленных зеркалах, и, в общем, совсем не собираются надрывно кашлять и задыхаться, как парижская кокотка позапрошлого века.
Но мир рождается заново всегда, когда вступает в новый век. И все старые истории тут же становятся новыми. Я уверен, что в этой «Даме с камелиями» все будет не так, как обычно. Хотя сюжет останется прежним. История стеснительного молодого человека, полюбившего парижскую кокотку. По-другому раскрутится действие, иначе раскроются герои, и тонкий аромат камелий закружит зрителю голову. Но самое главное – необычной будет она. Маргарита Готье. Клавдия Коршунова. Открытие «Современника». Полугейша. Полудевочка. Жертва любви в XXI веке. К концу спектакля она станет совсем другой. Но это пока - лишь обещание. 18 февраля я приду на премьеру, чтобы посмотреть на трех дебютантов – и чтобы еще раз услышать: «С женщинами нужно стесняться всегда. Таково мое убеждение».
Борис МИНАЕВ «Город женщин» №1, февраль 2005 года
|