Версия для печати
Прощание с вождем
По сути
В театре «Современник» Игорь Кваша в спектакле «Полет черной ласточки» Хотяновского и Гаручавы в постановке режиссера Агеева сыграл Сталина.
В последнее время стали жить, почти как в Музее мадам Тюссо. Мощно разгулялся в телекино, кино и в театре один герой, восковая эта фигура – сам товарищ Сталин с его историческими усами, ледяными глазами, медленной речью и быстрыми решениями.
Пока кто-то подписывает письма, что нельзя ставить ему новых памятников, кто-то выходит на митинги с криками: «Нужна сильная рука!», актеры играют его всласть. Порой даже не гримируясь – узнают и так. То любящий играть недочеловеков и сверхчеловеков Суханов, то рассудительный Джигарханян, то интеллигентно-элитный Юрский.
Что случилось, отчего товарищ Сталин, уже дважды за один век похороненный – в Мавзолее и в Кремлевской стене, все еще ходит по ночам, как некогда Наполеон в лермонтовской интерпретации. Причин много, но одна из них, возможно, некий наш стыд за свою общественную, гражданскую, социальную слабость, за то, что слово «патриот» стало чуть ли не бранным.
Отсюда – тоска по порядку и сильной руке, вроде бы умевшей наводить порядок. Не о том ли и Пушкин говорил «Борисом Годуновым», Эйзенштейн – «Иваном Грозным».
И именно в минуты сегодняшнего апогея неосталинизма актер Кваша, умеющий, как и многие другие хорошие артисты, талантом раздвигать рамки иных драматических поделок, сказал нечто поверх незамысловатого текста: сильная рука нередко дрожала. А сильной ее делали наши собственные слабости, наше идолопоклонничество.
Культ личности строил сам советский народ. В ночь смерти вождь прокручивает главные эпизоды своей жизни, и Кваша подводит нас к главной своей мысли: не мечтайте о сильной руке, только породите новые несчастья.
Пусть уходит от нас товарищ Сталин. Не станем удерживать его за сухую, слабую руку.
Инна ВИШНЕВСКАЯ «Родная газета» № 20, 03 июня 2005 г.
|