Версия для печати
Который час?
Премьера в Театре "Современник"
"Современник" пригласил на постановку
пьесы Теннесси Уильямса "Сладкоголосая
птица юности" одного из самых модных
молодых режиссеров - Кирилла Серебренникова.
Впервые в его спектаклях участвует звезда
первой величины: роль Принцессы Космонополис
сыграла Марина Неелова.
Пока на сцене злобствуют три полногрудых
старухи с обильными задами, Марина Неелова
лежит неподалеку на кровати. Она накрыта
простыней. Когда старухи, отыграв на виолончели,
посплетничав и отдав дань театру абсурда,
скроются из глаз, она встрепенется, сбросит
простыню и начнет куролесить…
Неелова рисковала. Сыграть в спектакле модного
провокатора Кирилла Серебренникова стареющую
полубезумную актрису, покупающую себе мальчиков
для ночных развлечений, - на это надо было
отважиться. Риск себя окупил: Марина Неелова
сыграла великолепно.
За последнее время это уже второе (и снова
удачное) скрещение 'Современником' классического
текста с авангардистской режиссурой: не так
давно 'Марию Стюарт' здесь поставил литовец
Римас Туминас. Марина Неелова сыграла английскую
королеву Елизавету. На этот раз она играет
актрису Принцессу.
Кирилл Серебренников, который в предыдущем
спектакле во МХАТе ("Терроризм")
судорожно фантазировал, и каждую минуту на
сцене что-то взрывалось, булькало и шипело,
а актеры слова в простоте не говорили, на
этот раз самовыражался гораздо экономнее.
Кажется, режиссер, доказывавший себе и зрителю
свою профессиональную оснащенность, на этот
раз успокоился и поставил иногда пронзительный,
порой с неоправданно затянутыми сценами,
но ни секунды не скучный спектакль.
Среди бамбуковых полей (а может, это воткнутые
в пол удочки, а может, орудие порки), подле
светящегося огромного круга (порой он гаснет)
главные герои - актриса Принцесса Космонополис,
девушка Хэвенли и Чанс Уэйн (Юрий Колокольников)
- ищут утраченное время. Зря. Ничего не выйдет.
Круг можно воспринимать как циферблат без
стрелок - это мечта героев об остановившемся
времени. Неелова играет пожилую актрису,
любым путем пытающуюся "нырнуть"
в свое прошлое - туда, где любовь и слава.
Чанс хочет вернуться в юность - туда, где
его любила Хэвенли. Хэвенли, молодую женщину,
тоже играет Неелова. Старая женщина, стремящаяся
в молодость, и молодая старуха. А лицо одно.
Время с каждым играет в свои игры. И для
каждого течет по-разному.
Компания подонков собирается убить Чанса,
и они отсчитывают отпущенное ему время -
от ста и вниз. Временные промежутки - то
вприпрыжку, то пауза. В этой паузе можно
поссориться, спрятаться в чемодан, узнать,
что новый фильм побил все сборы в истории
Голливуда. И снова услышать: "Пятнадцать,
четырнадцать…" Разъединенность людей,
о которой в каждом спектакле говорит Серебренников,
в этой постановке получает новый отсвет:
все существуют в разном времени. И совсем
неважно, кто умрет, а кто будет жить - здесь,
где нет ни конца, ни начала, смерть, конечно,
не финал, а продолжение паузы.
Режиссер попросил Нину Садур написать прологи
к трем актам. Три старухи - то ли ведьмы,
то ли просто помешанные - несут ахинею. У
этой ахинеи - своя функция, и вполне художественная:
помимо того, что мы косвенно знакомимся с
проблемами персонажей и новыми поворотами
сюжета, они вводят зрителя в пространство,
где узаконен оптический обман. Где смешаны
старость и молодость, а от времени прячутся
в чемодан.
Кирилл Серебренников, балансируя в своих
спектаклях между банальностью и актуальностью,
эпатажем и конъюнктурой (каждый, кто вменил
себе в обязанность говорить только на современные
темы сегодняшним языком, попадает в эти ножницы),
поставил, быть может, первый спектакль, где
не столь заметна озабоченность режиссера
быть обжигающе современным. Его "Откровенные
полароидные снимки" в Театре Пушкина,
на мой взгляд, были лучшим спектаклем прошлого
сезона. Но основная аудитория "Снимков"
- люди не старше тридцати. Ну и те, кто по
долгу службы или по какому другому долгу
интересуется театром. Аудитория "Сладкоголосой
птицы юности" будет гораздо обширнее.
"Современник" соберет тех, кто
живет в разном времени. Как персонажи "Сладкоголосой
птицы".
Артур СОЛОМОНОВ
"Газета", 9 декабря 2002
|