МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Теннесси Уильямс
СЛАДКОГОЛОСАЯ ПТИЦА ЮНОСТИ

Версия для печати

Который час?

Премьера в Театре "Современник"

"Современник" пригласил на постановку пьесы Теннесси Уильямса "Сладкоголосая птица юности" одного из самых модных молодых режиссеров - Кирилла Серебренникова. Впервые в его спектаклях участвует звезда первой величины: роль Принцессы Космонополис сыграла Марина Неелова.

Пока на сцене злобствуют три полногрудых старухи с обильными задами, Марина Неелова лежит неподалеку на кровати. Она накрыта простыней. Когда старухи, отыграв на виолончели, посплетничав и отдав дань театру абсурда, скроются из глаз, она встрепенется, сбросит простыню и начнет куролесить…

Неелова рисковала. Сыграть в спектакле модного провокатора Кирилла Серебренникова стареющую полубезумную актрису, покупающую себе мальчиков для ночных развлечений, - на это надо было отважиться. Риск себя окупил: Марина Неелова сыграла великолепно.

За последнее время это уже второе (и снова удачное) скрещение 'Современником' классического текста с авангардистской режиссурой: не так давно 'Марию Стюарт' здесь поставил литовец Римас Туминас. Марина Неелова сыграла английскую королеву Елизавету. На этот раз она играет актрису Принцессу.

Кирилл Серебренников, который в предыдущем спектакле во МХАТе ("Терроризм") судорожно фантазировал, и каждую минуту на сцене что-то взрывалось, булькало и шипело, а актеры слова в простоте не говорили, на этот раз самовыражался гораздо экономнее.

Кажется, режиссер, доказывавший себе и зрителю свою профессиональную оснащенность, на этот раз успокоился и поставил иногда пронзительный, порой с неоправданно затянутыми сценами, но ни секунды не скучный спектакль.

Среди бамбуковых полей (а может, это воткнутые в пол удочки, а может, орудие порки), подле светящегося огромного круга (порой он гаснет) главные герои - актриса Принцесса Космонополис, девушка Хэвенли и Чанс Уэйн (Юрий Колокольников) - ищут утраченное время. Зря. Ничего не выйдет.

Круг можно воспринимать как циферблат без стрелок - это мечта героев об остановившемся времени. Неелова играет пожилую актрису, любым путем пытающуюся "нырнуть" в свое прошлое - туда, где любовь и слава. Чанс хочет вернуться в юность - туда, где его любила Хэвенли. Хэвенли, молодую женщину, тоже играет Неелова. Старая женщина, стремящаяся в молодость, и молодая старуха. А лицо одно. Время с каждым играет в свои игры. И для каждого течет по-разному.

Компания подонков собирается убить Чанса, и они отсчитывают отпущенное ему время - от ста и вниз. Временные промежутки - то вприпрыжку, то пауза. В этой паузе можно поссориться, спрятаться в чемодан, узнать, что новый фильм побил все сборы в истории Голливуда. И снова услышать: "Пятнадцать, четырнадцать…" Разъединенность людей, о которой в каждом спектакле говорит Серебренников, в этой постановке получает новый отсвет: все существуют в разном времени. И совсем неважно, кто умрет, а кто будет жить - здесь, где нет ни конца, ни начала, смерть, конечно, не финал, а продолжение паузы.

Режиссер попросил Нину Садур написать прологи к трем актам. Три старухи - то ли ведьмы, то ли просто помешанные - несут ахинею. У этой ахинеи - своя функция, и вполне художественная: помимо того, что мы косвенно знакомимся с проблемами персонажей и новыми поворотами сюжета, они вводят зрителя в пространство, где узаконен оптический обман. Где смешаны старость и молодость, а от времени прячутся в чемодан.

Кирилл Серебренников, балансируя в своих спектаклях между банальностью и актуальностью, эпатажем и конъюнктурой (каждый, кто вменил себе в обязанность говорить только на современные темы сегодняшним языком, попадает в эти ножницы), поставил, быть может, первый спектакль, где не столь заметна озабоченность режиссера быть обжигающе современным. Его "Откровенные полароидные снимки" в Театре Пушкина, на мой взгляд, были лучшим спектаклем прошлого сезона. Но основная аудитория "Снимков" - люди не старше тридцати. Ну и те, кто по долгу службы или по какому другому долгу интересуется театром. Аудитория "Сладкоголосой птицы юности" будет гораздо обширнее. "Современник" соберет тех, кто живет в разном времени. Как персонажи "Сладкоголосой птицы".

Артур СОЛОМОНОВ

"Газета", 9 декабря 2002

СЛАДКОГОЛОСАЯ ПТИЦА ЮНОСТИ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".