МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Ясмина Реза
БОГ РЕЗНИ

Версия для печати

Не в бровь, а в зуб

"Бог резни" в театре "Современник"

Автор пьесы - француженка Ясмина Реза - московским театралам уже знакома. Несколько лет назад с большим успехом шла у нас ее пьеса "Арт", ну или "Искусство", если перевести на русский язык (на столичной афише в разных коллективах фигурировали сразу два этих названия, и оба представления были вполне успешны). По одной только пьесе уже было ясно, что драматург она хороший, настоящий профессионал. Выигрышные роли для актеров создает, их играть увлекательно. И диалогом виртуозно владеет, и интригу умеет поддер¬живать, современность чувствует. А еще и на стыке жанров балансирует. Вроде бы комедии пишет, и зал упоенно хохочет, а под этой развеселой упаковкой - вполне серьезные мысли народу успешно внедряются. Короче говоря, для международного успеха, что еще надо? Ставят ее во всем мире, ну вот и мы не отстали. На русский язык пьесу перевел Дмитрий Быков, известный всем журналист и писатель. В программке этот факт особо подчеркивается. Подчеркнем и мы, тем более что Быков не просто перевел, но еще и адаптировал текст для наших российских реалий весьма удачно.

То есть с выбором драматургии театр "Современник" не просчитался. Не ошибся и с режиссером. Ставил "Бога резни" Сергей Пускепалис, которого у нас теперь больше знают по работе в кино, за роль в фильме "Простые вещи" он массу призов получил. А ¬режиссуре он учился у Петра Фоменко, и это не пустой звук, легко догадаться. Преж¬де всего, он умеет с актерами работать, видно сразу. Им комфортно вместе, а если кто думает, что это пустяки, мало ли кому с кем удобно, то он сильно ошибается. В театре совместная радость - половина успеха. Еще у него фирменная фоменковская легкость есть, он замечательным образом умеет ни на чем не настаивать, для комедии это важнейшая вещь. Впрочем, начинается пьеса ничуть не смешно, напротив, вполне деловито и даже чопорно. 11-летний мальчик в драке выбил зуб своему однокласснику. Как принято в цивилизованном обществе, их родители, две семейные пары, встретились, чтобы выработать документ для страховой компании. Постепенно разногласий становится все больше, и очень скоро европейская цивилизованность забывается как класс, в свои права вступает ничем не защищенная человеческая природа. 40-летние мамы и папы, забыв про детей, начинают выяснять отношения. Тогда-то и обнаруживается, что каждый из них - не тот, кем кажется.

Пересказывать комедию - занятие глупое. Тем более в этой пьесе психологических поворотов не счесть. Пары то ссорятся, едва не дойдя до драки, то увлеченно выпивают вместе, а потом опять начинаются взаимные оскорбления. Тут все равно как на горной дороге - несется автомобиль (то есть спектакль) на большой скорости, тормоза визжат, искры из-под колес в разные стороны брызжут, вот-вот в пропасть скатятся. Однако нет, не падают. Актеры - Ольга Дроздова, Сергей Юшкевич, Владислав Ветров и Алена Бабенко - играют мастерски, а главное, упоительно. Самим радостно, и зрителям - счастье. Что ни говорите, а это пример. Как можно делать спектакль для широкой публики и не впадать в пошлость, не хвататься за готовые штампы и тому подобную ерунду. "Бог резни" открытий в области театра, может, и не совершает, зато доставляет удовольствие. По этой части многие сейчас стараются, массу шлягеров для нас понаставили, смотри не хочу. Сравните, однако, и почувствуйте разницу.

Марина ЗАЙОНЦ
«Итоги» №22, 25 мая 2009 года

 

БОГ РЕЗНИ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".