Отзывы прессы о спектакле "РЕВИЗОР"
"Спектакль задевает с первой же минуты, с первой же мизансцены начинаешь кипеть, перебирая все "за" и "против". Я только первую минуту и сидел спокойно, пока артисты "Современника", вводя меня в атмосферу, кружили по сцене в костюмах гоголевских времен, вживаясь и сами в эти фраки и кринолины. Но когда городничий, еще не закончив первой знаменитой фразы, вдруг, скривившись, начинает разгонять табачный дым и распахивает форточку, - я с этого современного жеста начинается спектакль театра "Современник" нечто в высшей степени нетрадиционное. Нечто такое, о чём люди и должны думать, "за" они или "против"
(...)Не знаю, что скажут историки театра - я впервые в роли Городничего вижу умного человека, которому неуютно оттого, что он должен быть плутом и идиотом, поскольку окружен плутами, изображающими идиотов. Не с этим желторотым Хлестаковым взаимодействует этот Городничий, умница и невольник. Он взаимодействует с тем неотвратимым всеобщим кругом взаимоомороченья, который выталкивает к нему сосунка в качестве "ревизора", а его самого вталкивает в роль ответчика.
Дуэт Галины Волчек и Марины Неёловой в ролях Марьи Антоновны и Анны Андреевны - виртуозное взаимодействие масок. Больше скажу: в контексте спектакля, в живом, колючем, полным находок и мгновенных отыгрышей этот дуэт - профессионально - блистателен. И играют две мои любимые актрисы. И режиссерский почек абсолютно в стиле целого (игра масок - перерос ролей: одна проговаривает текст, другая рядом - одними губами - "репетирует").
Это - мой Гоголь. И это мой театр, вечный мой "Современник".
"Литературная газета", № 7.
"Вчера, сидя в зале театра, и сегодня, в одиночестве склонившись над чистым листом бумаги, ты попросту забыл о своей профессии театрального критика, который тогда вместе со всеми и покатывался, умирал со смеху, и то и дело жарко аплодировал и кричал "Браво!", а сейчас еще не может отойти от вчерашних театральных впечатлений: они теснятся в груди, в голове, и ты с наслаждением переживаешь их вновь и вновь....
Спектакль словно бы сбросил с себя груз многолетних театральных штампов, привычек и раскрыл, донес великий гоголевский смех в его не остуженной первозданности. Раскрыл через актеров, и только через актеров, которые здесь не играют гоголя, а живут в нём - истово и неистово одновременно.
(...)Всего-то и понадобилось Валерию Фокину и сплотившимся вокруг него актером, что вчитаться в Гоголя. Вчитаться прилежно и непредвзято - и увидеть людей, хоть живущих в своем далеком историческом времени, но - людей, которые являются не просто знатоками, функциями каких-то пороков, нравственных уродств, а именно живыми людьми.
Смех Гоголя царит в спектакле "Современника" во всю свою грандиозную мощь. Дух Гоголя осеняет этот спектакль от начала до конца".
"Театральная жизнь", 1984 год.
"Спектакль дал нам осознать полное слияние коллектива с классической традицией - что и было передано с необычайной силой и порывом. Особенно это чувствовалось в интереснейших актерских работах. Хотелось бы охарактеризовать актерский состав одним словом: блестящий".
"Темпо", 1989 год
"В спектакле, поставленном в "Современнике" Валерием Фокиным, немало неожиданных и остроумных догадок. Много сюжетных и психологических коллизий, с которых счищены десятилетиями налипшие на них штампы. Фокин читает "Ревизора", не связывая себя толкованием, вошедшими в традицию. И многое открывает в нем такого, что, верю, в свою очередь, войдет потом в сценический обиход.
(...) В.Гафт играет не служаку из глухой провинции, обалдевшего от страха. И со страху наделавшего кучу мудрости. Его Городничий знает себе цену и умеет за себя постоять. Гафт ведет свою на много ходов рассчитанную игру с Хлестаковым, мало сказать, с подъемом - с вдохновением. Всё время помнит, какова ставка, которая назначена противником. И, балансируя на самом краю пропастью, проявляет чудеса изворотливости. Этот плут, но самого высокого полета.
Спектакль Фокина весел, стремителен, остроумен, смешон, остроумен, но не горек и не жесток".
"Советская культура", 1984 год, 7 января.
"Театр отличается хорошим актерским составом, профессиональный уровень труппы значителен. Выделяется Валентин Гафт в роли Городничего, фигура, как и следует ожидать, более страшная, чем гротескная, Василий Мищенко - в роли Хлестакова. Над всеми царствует Галина Волчек в роли Анны Андреевны". "Унита", 1989 год
" Не надо быть очень наблюдательным, чтобы заметить, что зрители и участники спектакля "Ревизор" - одни и те же лица. Однако, посмотрев спектакль, они не хотят узнавать себя, на разные голоса восклицания: " Какое неуважение, какая дерзость!" Как в свое время Н.В.Гоголь, современный художник, если он честен, выносит на сцену "общественной раны", чтобы зритель ужаснулся и вовремя попытался их залечить.
События, происходящие на сцене, - жизненная правда, доведенная до абсурда, но не теряющая при этом своего качества. Поэтому в спектакле нет ни тени фантасмагории, которая в последнее время стала модным атрибутом гоголевской темы".
"Московский комсомолец", 1983 год, 14 декабря.
"Городничий В.Гафта - фигура мощная, личность колоритнейшая. умен, политичен, растоплен, сметлив, истинный хозяин города, властитель судеб, лидер, предводитель.
Не слабость, а сила привели героя Гафта к поражению - страшная сила, что исковеркала душу умного, значительного человека, направившего все свои способности и возможности на то, чтобы уйти от самого себя".
"Театр", 1984 год, №3.
|