Версия для печати
"Мамапапасынсобака"
Такого кентавра в качестве названия получила
пьеса "Семейные отношения" сербского
драматурга Биляны Срблянович. Прошлой весной
польский театр показывал ее на фестивале
"Новая драма"; была в программе
еще одна пьеса Срблянович - "Супермаркет".
Тогда говорили: "Не много ли Срблянович?"
Так вот: Срблянович много не бывает. Сейчас,
когда ее поставили в "Современнике",
это еще очевидней. Потому что бывший журналист
Срблянович пишет не ту нетленную драматургию,
наличие которой в репертуаре обеспечивают
Шекспир с Чеховым, а хорошие современные
пьесы, которых должно быть во сто крат больше,
чем имеется сейчас. Впрочем, событием постановку
этой пьесы делает не сама Срблянович, а другие
пять женщин: взрывоопасный режиссер Нина
Чусова и четыре актрисы - Ольга Дроздова,
Галина Петрова, Полина Рашкина и природная
аномалия Чулпан Хаматова. Дело происходит
в песочнице. Деловая Мама - Дроздова рассыпает
по тарелкам песок, Папа - Петрова тюкает
Сына - Хаматову, а Сын, ушастый и картавый
пацан, бесится, обещает всех поджечь и мучает
Собаку - девочку с петлей на шее, которая
в се время молчит, видимо, больная.
Когда же в финале эта девочка заговорит,
окажется, что она тоже обещала всех сжечь
- и таки сдержала свое обещание, так что
теперь у нее нет ни мамы, ни папы. Да и остальных
мам и пап, кажется, нет. И когда в финале,
выстроившись во фрунт, эти взрослые тети
станут истошно реветь: "Мама, не умирай!"
- станет отчетливо видно, что мутные фотографии
на заднике, от которых раньше отвлекали граффити
Баскета и Мангола, изображают руины какого-то
храма; станет понятней, почему эти тети играют
так истово, так отчаянно, и что эта исступленная
и дикая клоунада обозначает нечто большее,
чем мир глазами ребенка. А про что весь этот
балаган, язык не поворачивается сказать.
Хотелось бы сказать, что про богом забытых
взрослых - но уж больно тоскливо это прозвучит
после такого ядреного спектакля.
Елена КОВАЛЬСКАЯ
"Афиша" 13-16 февраля 2003
|