МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Майк Пэкер
АНАРХИЯ

Версия для печати

«Просвещенная» анархия

Спектакль Гарика Сукачева взорвал «Современник»


Еще до премьеры «Анархии», которую Гарик Сукачев поставил на сцене «Современника», ходили слухи, будто Галина Волчек не совсем принимает постановку и даже основной площадкой для репетиций стали не легендарные подмостки театра, а киностудия, где Гарик недавно снимал свой фильм «Дом Солнца». Однако несмотря на закулисные трудности, спектакль вышел в срок, и на основной сцене «Современника» появилось произведение, которое своей стилистикой резко отличается от остального репертуара театра. А при ближайшем рассмотрении – отличается и от всех спектаклей столицы.

После первых эпизодов, когда на сцене появляются Михаил Ефремов и Дмитрий Певцов, становится ясно, почему Галина Борисовна не сразу впустила в стены театра столь одиозную постановку: при всей натуралистичности действия (спектакль начинается на торговом складе, где герой Ефремова сортирует банки с фасолью) герои к тому же матерятся. И если поначалу каждое слово воспринимается как некий подвиг (публика даже аплодирует этому сукачевскому драйву), то постепенно становится ясно, что артисты мат не «употребляют», они с его помощью говорят. Наверное, можно было избежать не в ущерб действию фраз типа «мой большой член раз…бал всю мою жизнь», или «папа, купи мне хэппи-мил с е…чим динозавром». И наверное, можно было не произносить со сцены 52 раза слово сука, 37 раз слово хрен, 72 раза слово б…дь, 18 раз слово х…й, 22 раза слово говнюк, 8 раз слово жопа и еще десятки других устойчивых русских фраз. Но, видимо, так задумано английским драматургом Марком Пэккером, который действие своей пьесы «Дисфункционалы» построил как раз на антипатии к четырем бывшим панк-рокерам, чья жизнь пошла по наклонной с распадом их группы. Когда-то они крепко переругались, у каждого осталась затаенная обида на всю жизнь, однако гитаристу Марку (его играет артист «Ленкома» Дмитрий Певцов) некая американская компания предложила снова собрать группу и выступить со старым хитом «Люди из пластика», в котором панк-рокеры выражают презрение к обществу потребления.

Хит весьма актуален, поскольку американская компания запустила серию так называемых свободных карт – нечто вроде кредитки, заменяющей кошелек, паспорт и одновременно историю болезни. Гонорар за выступление полагается солидный – 20 тыс. долларов, и эта сумма, даже разделенная на четырех человек, поможет им всем подняться с того дна, на которое бросила их жизнь. Но когда Марк приходит к Билли Выкидышу (Михаил Ефремов), то выясняется, что экс-лидер «Дисфункционалов» так и остался принципиальным, занозистым человеком. Ему больше по нраву сортировать фасоль на безлюдном складе, нежели играть за деньги роль шута. На уговоры, в которых как раз и всплывают давние обиды и произносятся «антипотребительские» речи, уходит значительная часть спектакля. Куда покладистее барабанщик Джон (Василий Мищенко) и бас-гитаристка Луис (Мария Селянская).

И все же музыканты встречаются вместе, начинают презентацию, но герой Ефремова превращает ее в скандал. Потому что, едва начав петь, он вспарывает себе живот и кричит «этим зажравшимся американцам» слова в защиту бен Ладена. Контракт, понятно, расторгнут: «Дисфункционалы» оказываются за решеткой, но вдруг на пороге камеры появляется Джина (Ольга Дроздова) – менеджер американской корпорации. Загорелая, с сексуальной фигурой и белоснежной улыбкой, эта Джина еще недавно являлась для панк-рокеров воплощением ненавистного им гламура. Однако теперь она вызывает симпатию, ведь пришла сообщить не только об освобождении, но и о том, что панк-рок-группа вновь попала в первые строчки рейтингов, и потому перед зданием тюрьмы толпятся репортеры. Вскоре Джина начинает отплясывать под хит Глории Гейнор I Will Survive, который подхватывают все участники спектакля (да еще, откуда ни возьмись, появляется подтанцовка в одежде кислотного цвета, а с потолка сыпется золотой дождь).

По сути, ничего особенного: в «Анархии» прямой как деревянные перила сюжет, главные акценты которого расставлены на антиобщественных высказываниях. Причем расчет сделан на то, чтобы у неподготовленной публики осталось такое же впечатление, как от встречи с настоящими панками, в идеологии которых не только пренебрежение социальными ценностями, но и бытовыми нормами, не говоря уже о духовно-нравственных устоях.

Панк-культура, по сути, существует как некий протест обществу: в истории было много свободолюбивых музыкантов этого стиля, которые попрошайничали, жили в притонах и питались объедками. Сукачев замыслил показать это зрителям «Современника». И часть публики уловила его энергетические посылы (отсюда – свист после музыкальных номеров и крики браво после матерных речей об обществе потребления и безудержном шопинге). При всей малохудожественности произведения и затянутости действия (кич ради кича) в спектакле есть свои внутренние законы, характерные для стилистики Сукачева, но не вполне характерные для «Современника» (отсюда – уходящие зрители посреди спектакля и удивленные лица пожилых людей). Спектакль действительно трудно воспринимать, если смотреть с точки зрения классического наследия театра, в репертуаре которого «Крутой маршрут», «Вишневый сад», «Три сестры», «Шинель» и «Бесы». В этом ряду он действительно скандальный.

Однако репертуар «Современника» не раз «взрывался» не вполне стандартными постановками, вроде «Голой пионерки», «Зайца Love story» или «Мамапапасынсобака». И вот с этой точки зрения, «Анархия» вполне логично продолжает экспериментальные традиции театра по поиску чего-то нового и неожиданного. Впрочем, и здесь проявилась консервативность русского репертуарного театра, ведь взрыв панк-культуры пришелся на 1970-е годы, но только сейчас режиссер и артисты приступили к ее анализу.

Виктор БОРЗЕНКО
«Новые известия», 29 февраля 2012 года

АНАРХИЯ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".