МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Валентин Гафт
СОН ГАФТА, ПЕРЕСКАЗАННЫЙ ВИКТЮКОМ

Версия для печати

После спектакля Виктюк отправил поклонниц целоваться с Гафтом

Гафт, Филиппенко и Виктюк приехали в Киев, чтобы дать спектакль о Сталине.


Для нового спектакля «Современника» — «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» — нужна целая фура декораций. Это не какая-то дешевая антреприза, ее можно дать только на двух сценах столицы — театра им. И. Франко и театра им. Леси Украинки. В последнем и собрался 17 и 18 июня гипераншлаг. Пьеса — пера самого Валентина Гафта (драматургический дебют, между прочим), постановка — Виктюка, на сцене — все тот же Гафт, да еще и Александр Филиппенко.

«Сон...» — фантасмагория о некоем дяде Коле (Гафт), которому приснился страшный сон — к нему явился сам вождь Сталин и вселился в него. После этого Сталин-Николай приходит к другу — писателю Эдварду Радзинскому (Филиппенко) в архив, где тот как раз работает над книгой об Иосифе Виссарионовиче. И вот в этом-то архиве Сталин с Эдиком ведут душещипательные беседы о жизни, власти и искусстве. Радзинского сменяет Жванецкий, в воплощении все того же Филиппенко, а Сталин остается — беседа продолжается. Передать происходящее трудно — на тандем двух актеров-гигантов, которые перемежают хлесткую иронию с горечью, внутреннюю слабость вождя с разрушающей жаждой власти, нужно смотреть... «Молчит страна, как в доме мебель», — доносит Гафт порыв души, а в конце, грозя Радзинскому за написанную о нем пьесу, ехидно напевает: «И неминуема расплата, поскольку я всегда в Кремле!»

Оценить премьеру пришло немало известных персон — стилист Руслан Захарченко, дизайнер Алексей Залевский, телеведущая Ольга Герасимьюк и народная артистка Ада Роговцева с сыном, невесткой и внуком. Была среди театралов и глава Секретариата президента Вера Ульянченко со своим недавно назначенным замом Валентиной Руденко и пресс-секретарем Виктора Ющенко Ириной Ванниковой. Дамы заняли места в бельэтаже и сразу после спектакля ушли. А вот Ада Роговцева принесла шикарный букет для режиссера: «Мой любимый маэстро Виктюк и Гафт, который это написал... Я очень взволнованна! То, что они делают, заслуживает огромного почтения и уважения!» — сказала «Сегодня» актриса, выходя из зала.

Поделилась впечатлениями и Ольга Герасимьюк: «Очень люблю Филиппенко, и сегодня убедилась, что не зря. Гафт — прекрасен. И, конечно, у меня пиетет перед Виктюком. Он очень наш и вовсе не стареет, и этот вечный львовский оптимизм! Вообще эта тройка стариков придала мне такие силы! Они настоящие!»

Зал стоя провожал троицу. «Они сегодня играли как дети, как выпускники театрального! Я вам честно говорю!» — благодарно кричал Виктюк, уходя со сцены.

«ДЕВЧАТА, А НУ-КА ЗАЦЕЛУЙТЕ ГАФТА! АЙДА В МАШИНУ!»

Буквально через 10 минут после спектакля у служебного входа театра появился Роман Виктюк. Он тут же бросился в объятия к Аде Роговцевой, посекретничал с ней пару минут и переключился на молодых поклонниц-студенток, с каждой сфотографировавшись и расцеловавшись. А тем временем вышли и Александр Филиппенко с Валентином Гафтом. Они быстро сели в машину и нетерпеливо ждали режиссера. «А ну-ка, девчата, зацелуйте Гафта! Айда в машину, к Вале», — направил толпу красавиц к авто Роман Григорьевич, открывая дверцу, за которой сидел актер. С воплем: «Валя, мы вас обожаем!», девчонки бросились к Гафту, и он таки одарил одну сдержанным поцелуем в щеку.

Когда автомобиль уже почти выехал на дорогу, Гафт вдруг вышел. «Феликс, здравствуйте! — тепло обнявшись с пожилым мужчиной, сказал Валентин Иосифович. — А мы вас только с Галей (режиссер «Современника» Галина Волчек. — Авт.) вспоминали весь вечер! Она тоже тут, но на спектакль не пошла — неважно себя чувствует. Это уникальный человек, таких было максимум 15 в Союзе! Был рад вас видеть!» — сказал актер, и троица умчалась в гостиницу. Единственным человеком, который заставил Гафта выйти из черного «Мицубиси», оказался Феликс Дашков, который 5 лет (до 1984 года) был капитаном легендарного парохода «Адмирал Нахимов». «Мы познакомились 30 лет назад. Тогда на пароходе путешествовали и Игорь Кваша с женой, и Галина Волчек, и Гафт. Столько лет прошло и вот, свиделись! Помнят — приятно!» — радостно сказал нам Феликс Михайлович.

«ТРИ СУМАСШЕДШИХ ХУЛИГАНА»

Весь день в преддверии первого спектакля Филиппенко, Гафт и Виктюк провели на репетиции в театре. Александр Филиппенко был чрезвычайно активен — то просил поправить свет, то требовал больше звука, то Гафту указывал, когда вступать: «Валя, рано, вот тут, на второй удар!» Но, обращаясь к режиссеру, соблюдал субординацию: «Рома, можно я так рукой сделаю?» «Да, нужно!» — отвечал Виктюк, регулярно приговаривая в адрес молчаливого Гафта: «Хорошо, Валя, отлично!» В конце репетиции Филиппенко бросился к тихо сидевшим журналистам: «Мы не скажем ни слова! Мы хотим отдохнуть, а вы мешаете! Валя, поехали», — и, прихватив Гафта под руку, ушел. Зато на вопросы ответил режиссер: «Когда был день памяти Михаила Ульянова, мы встретились с Валей и Сашей. Валя рассказал о пьесе. Просто собрались три хулигана, три сумасшедших, и поняли, что должны это сделать. Спектакль актуален! Потому что и Россия, и Украина мечтают о сильном вожде и ждут, когда это г...но придет! А оно придет! Докличемся! Нам не хватает тюрем, смертей, проклятия... Этот спектакль — вопль о том, что Сталин всегда с нами, «он всегда в Кремле», а его ждут!»

Оксана КУЗЬМЕНКО
Сегодня.ua, 18 июня 2009 года

СОН ГАФТА, ПЕРЕСКАЗАННЫЙ ВИКТЮКОМ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".