МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
А.С. Грибоедов
ГОРЕ ОТ УМА

Версия для печати

«Ну, как не полюбить буфетчика Петрушку!»

Конец 2007 года ознаменовался для театра «Современник» премьерой спектакля «Горе от ума» режиссера Римаса Туминаса, в которой у давно знакомых персонажей открываются вдруг новые и ранее не замечаемые черты. Но все кажущиеся новшества оборачиваются лишь мастерски созданной иллюзией. Тот же дворянский дом с гнездящимися на заборе воронами, с ворохом поленьев около громадной печи высотой с башню – провинциально уютный семейный очаг. То же фамусовское общество, глупое и беспощадное. Тот же любовный треугольник – Чацкий (Иван Стебунов), Софья (Марина Александрова), Молчалин (Владислав Ветров) – обозленный возлюбленный якобы бросает вызов услужливой природе соперника, да и всей окружающей его среде, а на самом деле лишь пытается обратить на себя внимание капризной аристократки, по-женски обиженной на отсутствие ну хоть каких-нибудь знаков внимания, кроме слов, разумеется.
Словам не придают новых значений, а герои будто бы только вчера жили в Москве, попав на театральную сцену как на страницу бытовой хроники в газету. Они стали поразительно знакомыми и понятными. В поучающих тирадах Фамусова (Сергей Гармаш) – обида на воспитанника, забывшего подаренную в детстве ласку, а нападки Чацкого на старшее поколение – реакция на равнодушие любимой. Все уже сказано русским гением, Туминас в своей постановке лишь скрупулезно проговаривает детали. Лишь одному герою грибоедовского «Горя от ума» «досталось» от Туминаса – Петрушке.
Все «непроговоренное» автором пьесы гармонично вписалось в образ дворового паренька. Туминас просто пересоздал Петрушку. Воспользовался тишиной – молчанием автора. Ведь если у персонажа нет реплики, это не значит, что он не может находиться на сцене. Есть великий жанр, который зовется пантомимой, - здесь говорит актерское тело. Очевидно, Евгений Павлов владеет этим мастерством, потому и играет в спектакле Петрушку.
Этот немногословный дворовый, выносящий подносы и звонящий в колокольчик, - фамусовский любимчик, который неустанно следует за своим хозяином, греет старому барину душу, веселя дурачествами, смягчает грубое помещичье сердце, вальяжно развалившись где-нибудь рядом в позе придворного кота. Юркий парнишка, прикинувшись собакой, залает на Чацкого, чтобы не умничал особливо, то во всех деталях на несколько голосов (т.е. физиономий – пантомимой), чередуя маски простого солдата и генерала, расскажет историю боевых сражений Скалозуба, то пожалеет оклеветанного Александра Андреевича, распрощавшись с образом дурашливого обалдуя, сочувственно станет заглядывать в глаза, то в духе итальянской комедии дель арте устроит домашний спектакль с коллегами, крепостными актерами. Прихватив в напарницы Лизу (Дарья Белоусова), в лучших традициях Дзефирелли разыграет слезливую мелодраму с элементами оперы, в которой свершатся предательства, измены и даже убийства, а потом, когда любимый хозяин отсмеется и остудит руки от аплодисментов, Петрушка с нарочитым дилетантизмом устроит «жонгляж» на полу. Не роль, а клад – целая галерея разнохарактерных образов, в нее помимо многочисленных масок дель арте, тоски и печали Пьеро, добавился еще и старинный любимец русского ярмарочного кукольного театра.
Тандем Фамусов-Петрушка – красноречивая режиссерская задумка. Дворовый мальчишка в фамусовском доме чувствует себя вольготнее всех: он и придворный шут, и пророчащий юродивый, и ручная собачонка. Павел Афанасьевич с ребяческой непосредственностью насладится разыгранной слезной трагедией, вдоволь повеселится над проказами любимца, по голове погладит, за ушком почешет – тешит и ласкает повесу, как единственное верное и по-настоящему любящее существо, понимающее страдающую душу Фамусова.
В трактовке Туминаса, в ласково-поучительных интонациях Гармаша знаменитые монологи, набившие оскомину всем школьникам своими непрогрессивными идеями, начисто лишаются каких-либо антидемократических смыслов. Павел Афанасьевич всего лишь отец, обиженный невниманием приемного сына: ведь Чацкий ни весточки из скитаний своих не прислал. Воровато прокрался, разложил чемоданы, еле уместившиеся на сцене, скляночки, баночки, узелок с едой – побрился, перекусил – заглянул на время в дом, где вырос, как на вокзал. Тут уж невольно согласишься с Софьей: «Не человек – змея!»
И не то что бы текст Грибоедова так никогда не звучал. Как раз у Туминаса он, наконец, зазвучал, избавившись от надиктованных советской педагогикой шаблонов, вколоченных в малолетние головы ржавыми гвоздями отвращения к живым, недолюбленным и от того страдающим персонажам «Горя от ума». И омерзительное фамусовское общество режиссером, по старой традиции, осмеяно. Эпизод, где дряхленькие князья и княгини – московское дворянство – в далеких от аристократического этикета позах греются у башни-печки, сильно напоминает гротесково-сатирическую немую сцену из «Ревизора». Поразительно, но именно в этих декорациях сюрреалистического абсурда текст Александра Сергеевича вернул свой подлинный смысл.
Открытый Туминасом Петрушка, обретя к финалу еще и демонический лик, загадочно – а-ля Мулен Руж – помашет цилиндром с башни-печи пролетающему высоко над сценой кукурузнику – привет, отозвавшийся из глубины веков, сегодняшнему московскому обществу. В истории о прошедшем времени герои, бесконечно похожие на нас, - так же мучаются друг с другом, заглядывая в глаза и души, в поисках искренней любви и нежности.

Леда ТИМОФЕЕВА

«Экран и сцена», январь 2008 года

ГОРЕ ОТ УМА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".