Версия для печати
СЛАДКОГОЛОСАЯ? ПТИЦА? ЮНОСТИ?
Безумно, бесстыдно и на любых условиях
Как ни крути, а птица - будь то конкретный представитель отряда пернатых или просто символ - для русского театра всерьез и надолго. Вот, скажем, чайка - хоть и с противным голосом птица, но как приземлилась на занавес МХАТа, так там и кормится по сей день. Или вот еще одна особь - американского происхождения - "Сладкоголосая птица юности", сочиненная господином Уильямсом: как залетит в какой театр, то принесет ему если не славу, то успех. Во всяком случае, одноименную премьеру в "Современнике" уже называют самой громкой премьерой сезона.
Режиссер - Кирилл Серебренников, художник - Владимир Симонов, композитор - Владимир Панков. В главных ролях - Марина Неелова, Юрий Колокольников.
Эта пьеса - как израненная птица. Нет - как вскрытые вены. У нее обманчивое название, но поверьте, никакой сладости, никаких милых птиц здесь нет. А о юности и говорить нечего... Впрочем, все по порядку.
1 "Птица" начинается за кулисами.
Долговязый Юра Колокольников влетел в буфет:
- Дайте фрукты.
- А разве ты ешь перед спектаклем? - спрашиваю
его.
- Я? Я - не себе. Меня даже подташнивает.
Сказал и убежал на первый этаж, где в узком
коридоре по одной стене - гримерная для примы,
реквизиторская, комната ожидания. За стеной
- сцена, где идут последние приготовления
перед спектаклем. Мимо, с сигаретой в руке
на отлете, в голубом полосатом халате, прошла
артистка Маша Селянская. На стене, как виноградная
гроздь, висят три пары поролоновых грудей,
а к ним - гениталии. Вообще как-то тихо,
напряженно.
- Спектакль тяжелый, - объясняет костюмер
Оля Маркина. - Лучше костюмы таскать, чем
так... Ведь весь процесс знаешь от и до,
и хочется, чтобы получилось все.
Занавеса нет, но во всю сцену висит огромный
круг из темного, почти черного дерева с лампочками
по всему диаметру. Круг настолько здоровый,
что зрителю, который с гулом пчелиного улья
рассаживается в зале, не видно, как за кругом
заряжается Марина Неелова - вся в себе, и
вид такой, что лучше не подходить.
- И не надо, - говорит помреж Сережа. - Марина
Мстиславовна всегда заранее готовится. Другие
артисты подходят только когда их выход, а
она... уже минут 10 как здесь.
Марина легла на широкую кровать, и два артиста
- один с видом Керубино, другой - элегантного
хиппи - накрыли ее простыней. И тут же заныла
виолончель. Даже не музыка из-под смычка,
а унылый звук, в котором вязнешь.
- Внимание, приготовились, начали! - говорит
в микрофон помреж вместе с уходящим светом.
От этого затертого театрального штампа у
актеров стынет в жилах кровь, нападает столбняк.
Шаг, и... они летят.
- В пропасть? В другую жизнь? - тихо спрашиваю
я.
- Да тихо вы, - шепчет кто-то за спиной.
2. На сцене три грации общества "Трудовые
резервы" - в черных купальниках и маршируют.
Первая: - Ты! Меня на букву "б"
назвала, а знаешь мою тайну?
Вторая: - Нету у тебя никакой тайны!
Третья: - Первую бабу Лилит помните? Которую
Господь по ошибке сотворил?
Голоса противные - не то старухи-приживалки,
не то чайки с хроническим ларингитом.
Первая: - У ней в этом самом месте... между
ног...
Вторая: - В самом главном?
Третья: - Да! У нее там были зубы!
Первая: - Вот брехня так брехня.
...Такой неизящный текст сочинил не Теннесси
Уильямс. Это Нина Садур, которую по воле
режиссера "поженили" с классиком
американской драматургии. Как покажут дальнейшие
события, "брак" с панночкой российского
театра вполне удачный, а не неравный. Во
всяком случае, текст Садур выглядит весьма
парадоксальным и современным комментарием
к тексту образца 1957 года.
Первая: - Ладно вам! К нам новые приехали!
Баба видная, с ней парень. Из наших. Вроде
Чанс Уэйн...
Вторая: - Баба зубастая?
Первая: - Сама не видела, врать не стану.
Знаю только, что артистка бывшая. Прятаться
к нам приехала - ей стыдно, что она голая
плясала перед мужскими глазами. В серебряном
платье.
Входит Чанс Уэйн (Юрий Колокольников) - в
прошлом самый красивый парень в городе (городок,
правда, небольшой), в настоящем - состоит
при богатых старых дамах. Красив, высок,
сквозь рубаху из жатого газа просвечивает
загорелое тело. От своего бывшего друга,
аккуратного вида молодого человека в белом
халате (Сергей Гирин), он узнает, что мать
его умерла, а девушка Хэвенли, которую он
любил, забеременев от него, сделала аборт
и теперь никогда не сможет рожать.
- Зачем ты вернулся, Чанс? Билли прописал
тебе кастрацию.
Многообещающее начало.
3 Круг взмывает под колосники, и Чанс выкатывает
на авансцену широкую кровать. Сбоку я вижу,
как дама с растрепанными светлыми волосами
и черной повязкой на глазах вскакивает: "Ай!
Ой! Ай!" Крики. Испуг. Истерика. Голос
взахлеб и с паузами.
- Принеси... таблетку... розовенькую... и...
водки...
Судорожно глотает, запивает.
- Кстати, как меня зовут?
- Принцесса Космонополис.
Он таскает ее по сцене, перехватив под живот,
она висит у него через плечо, она лицом к
его спине - он держит ее за ноги... Она...
Он... Опять она... И все это в окружении
мужчин в черных пиджаках на голое тело и
с серпами в руках, которые живут на сцене
своей жизнью. Под редкие, как капли дождя
по подоконнику, звуки пианинных клавиш.
"Сладкоголосая птица" - как вскрытые
вены, причем резанные бритвой с рваными краями
без перспективы быть зашитыми. Молодой человек
без биографии и звезда Александра Дель Лаго
пытаются вернуться в прошлое, каждый - в
свое. Он - к своей любви Хэвенли, а она с
помощью красивого плейбоя в свою молодость,
в свой успех. За это он просит немногого
- сделать его звездой под патронажем Александры
Дель Лаго.
- Вы говорили, что ваш огромный капитал вложен
в одну из второразрядных студий Голливуда
и вы могли бы устроить мне контракт. Я не
очень поверил вам. Когда мы впервые остались
в вашем номере... вы достали бланки для контрактов,
и мы подписали их.
Попытку возвращения фиксируют часы - излюбленный
предмет режиссера Серебренникова. И луна,
которая истаивает за спектакль из шара до
высосанной лимонной дольки. Лунное похудение
осуществляет всегда один и тот же монтировщик
Прохоров. А как - закулисная тайна. Но благодаря
ей рождается образ: жизнь героев тает на
глазах так же, как эта глупая луна на этом
глупом небосклоне.
4 - Дурь куда дел?
- Она под матрасом.
- С ума сошел! Держать под матрасом... Это
же чистейший гашиш! Марокканский!!!
Кричит она с неподражаемым наслаждением,
а я думаю, что в замечательное время живем,
товарищи! Вот когда в советские времена (1975
год) "Сладкоголосую птицу" играли
во МХАТе, то весь гашиш цензура вымарала.
Народная артистка, секретарь парторганизации
МХАТа Ангелина Степанова никак не могла на
сцене быть наркоманкой и спать с молодым
человеком. Впрочем, последнее ей все-таки
оставили, так как полная "кастрация"
текста бесповоротно погубила бы Уильямса
на нашей сцене.
А тут Марина Неелова, ни разу в жизни не
пробовавшая никаких наркотических средств,
сладостно отдается пороку одному, потом -
другому с молодым красивым плейбоем. Хотя
никакой красоты в их отношениях нет - скорее
это вольная борьба, коррида на широкой кровати.
Ее игра, ее монологи - смесь наркотического
бреда с редкими вспышками протрезвления.
Дурной пьесы с высокой трагедией. Токов высокой
и низкой частоты. И одно мешается с другим,
как в шейкере бармена. Голос актрисы, если
выстроить график его амплитуды, - сплошные
взлеты и падения. Она царствует на сцене,
и ей подчиняются все и всё.
- Готовимся на секс с тазами, - говорит в
микрофон помощник режиссера Сережа.
- Что-что? - переспрашиваю я. - С какими
такими тазами?
А за спиной артист Олешко, тот самый, что
похож на Керубино и который в этот момент
заряжается на свой выход, смеется:
- Это еще что. У нас на "Трех сестрах"
помреж объявляет: "Все готовимся на
истерику".
Пока бабы, они же черные птицы, но уже в
поролоновых задницах, готовят обливные тазы,
на сцене поплыли звуки гавайской гитары -
томный вестник любви. Надо сказать, что у
жесткой конструкции "Птицы" очень
пластичный рисунок. Вот сцена близости Чанса
и Александры Дель Лаго решена режиссером
как вальс на спинке кровати. Неелова - лицом
к залу, Колокольников - за ней. Его рука
входит в прорезь платья на груди справа и
выходит в разрез слева. Оба раскачиваются
в такт музыке. Белая кисть с длинными пальцами
смотрится жуткой живой заплаткой на черном
платье. В пластике парит встреча Чанса с
Хэвенли, она бьется в парном стэпе Чанса
и Флайя (Александр Олешко)...
- Примите холодный душ. Я не люблю потные,
разгоряченные тела. Ваши условия я могу принять
только при неукоснительном выполнении моих.
Я хочу жить - безумно, бесстыдно, на любых
условиях. И если я говорю "сей час"
- это значит "сей час" (страстно,
стоя на кровати, и слово "сей час"
сопровождает характерным жестом рук на уровне
бедер). А потом я позвоню кассиру и прикажу
оплатить чеки наличными...
За словами Нееловой, как всегда, больше,
чем слова, - адская жажда всего: страсти,
власти, славы, любви и невозможного - юности,
которой у нее никогда не будет. А у него?
Будет ее слава?
Занавес.
5. Пока не открыли занавес, рыжеволосая виолончелистка
заряжается за кругом, в котором теперь открыта
форточка. Со стороны в надувных гениталиях
она напоминает курицу, пристраивающуюся на
насесте.
Количество персонажей растет, и действие
налетает на "Птицу" со скоростью
черного поезда, маршрут которого уже не изменит
ни один мастеровитый стрелочник. Появляются
пять парней в черном. То, что у них считается
танцем, - не что иное, как пластика закипающей
агрессии против Чанса, который, на сей раз
в белом костюме, как белая ворона в черной
стае. Никаких милых птиц, никакого сладкоголосия.
Кстати, о голосе, а точнее, музыке. Сладким
можно считать только прелестный дискант юного
Робертино Лоретти, который выводит "Вернись
в Сорренто". На томный шлягер буквально
наступает тревожная музыка Владимира Панкова,
похожая на опасно раскачивающиеся качели:
вверх-вниз, вверх-вниз, того и гляди голову
снесет.
Удачных актерских работ предостаточно. Это
и трио старушек, мужской секстет в черном,
доктор - Сергей Гирин, Флай - Александр Олешко,
брат Хэвенли - Максим Разуваев, ее отец -
Владислав Ветров (удачный дебют на московской
сцене артиста из Ростова). И, конечно же,
Юрий Колокольников - дебютант "Современника"
в роли Чанса Уэйна. Когда узнают, что это
его первый сценический опыт, не верят, потому
что Колокольников рядом с такой партнершей,
как Марина Неелова, не зажат, свободен и
профессионален. Ему 22 года, он не замучен
актерскими штампами, не имеет набора приемов
большого артиста, но уверенно ведет свою
психологическую линию, где наивная трогательность
мешается с пороком и оборачивается одиночеством.
Вдруг чистое явление - юная Хэвенли. Кто
это? Марина Неелова? Да, она, но абсолютно
без грима, волосы туго стянуты в пучок на
макушке. В черной мужской стае, где есть
и ее отец (Владимир Ветров), и брат (Максим
Разуваев), она - как Офелия, на пуантах,
в гетрах и с бамбуком в руках. Только в отличие
от Офелии она не разбрасывает цветы перед
тем, как утопиться, а вырывает из сцены бамбуковые
прутики. Прутик и звук клавиши, еще - и снова
пианино...
- Осторожней, пожалуйста. Ты можешь только
поцеловать меня... в щеку. Видишь, какая
у меня кожа. Как у старушки.
Голос высокий, бескровный. Я не понимаю,
как и из чего Нееловой удается создать образ
внутренней сухости, живой мумии. Но я безотчетно
верю, что и кожа ее - старушечья, и сама
она - старушка на пуантах, которая не рвется
вернуться назад.
Возврат возможен только в театре, и Серебренников
его блестяще придумал. Чанс и Хэвенли сидят
на сцене, как дети в песочнице: с прямой
спиной, вытянув ноги, и играют в большую
ракушку. Танец рук, и только танец рук...
Его поэтичность убивает брат Хэвенли: Чанс
когда-то заразил ее нехорошей болезнью, ей
неудачно сделали аборт, в результате чего
она превратилась в мумию.
- У меня руки чешутся прикончить тебя прямо
на этом вот месте. Бедная сестренка. Если
ты только останешься, если останешься после
этого... Получишь нож, понял? Теперь иди
к своей даме, я пойду к отцу.
Обреченность, невозможность, безвозвратность
повисли в воздухе, как топор палача.
Александра Дель Лаго полулежит в кресле,
говорит по телефону с известным критиком
из Нью-Йорка. Узнает, что последняя картина
побила все кассовые рекорды Голливуда.
Растерянный Чанс ползает у ее ног и молит:
- Хватит болтать. Скажи обо мне и Хэвенли.
Она отмахивается от него, как от назойливой
мухи. Она расправляет крылья, она возвращается
к самой себе, становится великой актрисой,
а у ее ног зачем-то ползает какой-то пляжный
мальчик.
- Конечно, я чудовище. Мы оба чудовища. Но
с большой разницей. Знаешь, в чем она? Я
скажу тебе. Из муки и страсти своего существования
я создала нечто такое, что можно открыть
всему миру, нечто прекрасное - искусство.
Это слово по слогам она вырывает из воздуха
- ИС-КУС-СТВО.
- Сладкоголосая птица юности, которая поет
в моей душе, есть жажда творчества. А ты?..
Они уже оба сидят в кресле и смотрят в зал
- два чудовища: одно священное, другое -
падшее.
Марина РАЙКИНА
"Московский комсомолец", 15 января
2003
|