МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Теннесси Уильямс
СЛАДКОГОЛОСАЯ ПТИЦА ЮНОСТИ

Версия для печати

НОВЫЕ СОВРЕМЕННИКИ

В театре Галины Волчек прошли две премьеры молодых режиссеров

Вслед за "Сладкоголосой птицей юности" в постановке Кирилла Серебренникова "Современник" выпустил спектакль под названием "Мамапапасынсобака", пригласив режиссером энергичную Нину Чусову (сделавшую осенью антрепризный проект "Имаго"). Обе премьеры вроде бы говорят о том, что в театре п/р Галины Волчек всерьез задумались о новом имидже. Что большие московские сцены начинают признавать смену режиссерских поколений и делать ставку на модернизацию театрального производства.

Самая порывистая и субъективная из российских театральных премий - "Чайка" - уже успела отметить "Сладкоголосую птицу юности" статуэтками в двух номинациях. Марину Неелову и Юрия Колокольникова наградили как лучший дуэт (номинация называлась "Двойной удар"). Режиссеру вручили приз с пафосной формулировкой "Сделай шаг".

Серебренников первым в новом русском театре догадался сделать современность фирменным знаком и персональной trade mark. В прошлом году он стал едва ли не самым востребованным из московских режиссеров, выпустив три премьеры на разных сценах: "Откровенные полароидные снимки" Равенхилла в Театре им. Пушкина (номинированные на "Золотую маску"), "Терроризм" братьев Пресняковых в МХАТе и нынешний спектакль в "Современнике", в котором формально отступил от собственных деклараций (ставить только новые пьесы) и взялся за классику - Теннеси Уильямса.

Это, впрочем, прежде не слыханный в Москве Уильямс: на премьере публика, помнившая пьесу по давнему спектаклю с Ангелиной Степановой, ахала, услышав слово "гашиш" или "аборт" - в старом переводе Виталия Вульфа все было более чем целомудренно. В программке нового спектакля переводчик не указан, зато прологи к каждому действию написала Нина Садур. В этих интермедиях на сцену выходят три комические старухи с гигантскими бутафорскими бюстами и задами - карикатурные богини судьбы: очень доходчивый символизм. Дальше - больше: если в пьесе Уильямса действие происходит в дорогом отеле, то в спектакле "Современника" сюжет о стареющей кинозвезде Александре дель Лаго и жиголо Чансе Уэйне, привозящем ее в город своей юности, где вот-вот выдадут замуж его настоящую любовь, разыгрывается в доме престарелых. Обыватели, гуляющие по сцене среди авангардистских декораций Николая Симонова, выглядят не просто жлобами, но почти что зомби, а их финальная расправа над Чансом Уэйном - каким-то сатанинским ритуалом: хороводы с серпами в руках - не сказать, чтобы умно, зато ох как наглядно. Подобный метафоризм вкупе со сценической физкультурой, аранжированной хореографом Альбертом Альбертом, и есть, по сути, победный постановочный стиль нового фаворита столичной сцены, хотя в иные моменты "Сладкоголосой птицы юности" нельзя не оценить красоту режиссерских решений, в иные же на язык просится что-нибудь вроде: "Новый Виктюк явился".

Удача Серебренникова в том, что этот стиль оказался универсален: он с равным успехом работает и в экспериментальном Центре драматургии и режиссуры, и на большой сцене популярного театра - с большой звездой в главной роли.

Точнее, сразу в двух ролях: Марина Неелова играет не только эксцентричную Александру дель Лаго, но и юношескую любовь Чанса Уэйна - прежде срока постаревшую Хэвенли. Описывать, как играет, - занятие неблагодарное: актерская свобода возведена здесь в превосходную степень - в том смысле, что Неелова, абсолютно доверяя режиссеру, не боится ничего - и потому восхищает ежеминутно. Если искать, с чем сравнить эту роскошную роль, то так сыграли гранд-дамы французского кино в фильме Франсуа Озона "8 женщин".

В этой ситуации от партнера по сцене требуется, кажется, одно - не робеть. Так что причины аплодисментов, адресованных Юрию Колокольникову за роль Чанса Уэйна, перечислить легко - их ровно три: он высок, белокур и не боится Марины Нееловой. Это, понятно, никакой не "двойной удар", но заведомый и очевидный театральный мезальянс: Неелова в спектакле Серебренникова переигрывает любых партнеров, даже спрятавшись в чемодан.

Иначе говоря, в "Сладкоголосой птице юности" режиссеру со славой радикала лучше всего удался традиционнейший жанр: актерский бенефис. (В этом смысле, кстати, логично, что, воспользовавшись спонсорством Росбанка, "Современник" установил на спектакль самые демократичные билетные цены.) "Мамапапасынсобака" сыграна на том поле, с которого временно отступил Серебренников, - это новая драма. Впрочем, далекая от радикальности и плоская, как школьная доска. В пьесе сербской сочинительницы Биляны Срблянович четыре персонажа; все четверо - дети, заигравшиеся во взрослых: "мама", "папа", "сын" и "собака" - их роли в этой игре. Надо ли объяснять, что дети тащат в свою песочницу всю ту гадость взрослых семейных отношений, которую видят вокруг. Что всю дорогу это должно быть смешно, а в финале трагично - т. е. дети плачут и просят: "Мама, папа, не умирайте" (или что-то другое, но столь же душераздирающее). Не только мысль, но и сюжет исчерпывается примерно на десятой минуте. Дальше драматург только тянет резину и заводит свою волынку по новой; сказать Биляне Срблянович совершенно нечего.

Режиссера Нину Чусову это ничуть не смущает. Ей интересна сугубо формальная задача: выстроить на сцене странный детский мир, в котором взрослые сыграют детей, которые играют во взрослых. Декорация спектакля - детская площадка с горкой и песочницей - собрана словно бы из гигантского конструктора. В углу стоит экран, на котором временами показывают какую-то забавную анимацию. В таком же легкомысленном духе исполнена музыка Олега Кострова из группы "Нож для фрау Мюллер". В общем и целом все придумано и сделано грамотно и довольно мило.

Хорошо и то, что Нине Чусовой почти удалось избежать всех тех интонаций, которые делают совершенно невыносимыми спектакли, где взрослые изображают детей: никто особенно не сюсюкает и не говорит буратиньим голосом - при том, что четыре актрисы (Ольга Дроздова, Галина Петрова, Чулпан Хаматова и Полина Рашкина) одеты кто в детсадовские платья, кто в штаны на лямках. Органичней всех выглядит Чулпан Хаматова, которой приделали смешные уши и предложили сыграть пацана лет 10, а в "семейном" распределении ролей - "сына". Все это, однако, не спасает от страшной скуки, потому что играть ни Хаматовой, ни остальным актрисам все равно нечего - в результате полтора часа спектакля тянутся так же мучительно долго, как поставленные на той же сцене "Три товарища" или "Три сестры".

Олег ЗИНЦОВ

"Ведомости", 14 января 2003

СЛАДКОГОЛОСАЯ ПТИЦА ЮНОСТИ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".