МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
А.С. Грибоедов
ГОРЕ ОТ УМА

Версия для печати

В РОССИИ ТАНЦУЮТ ОТ ПЕЧКИ

ЛИТОВСКИЙ РЕЖИССЕР РАССМЕШИЛ ЗРИТЕЛЕЙ "СОВРЕМЕННИКА" ДО СЛЕЗ

Ну, казалось бы, что еще нового можно открыть в бессмертной комедии "Горе от ума" после спектаклей Юрия Любимова на Таганке и Сергея Женовача в Малом театре? Оказывается, можно, и сделал это Римас Туминас в "Современнике" вместе с Сергеем Гармашем и молодыми артистами. При этом зрители надрывают животики от смеха, будто слышат текст пьесы впервые.
Имя литовского режиссера давно известно в театральных кругах, а после того, как он стал худруком Вахтанговского театра, переехав из Вильнюса в Москву, интерес к его творчеству возрос вдвойне. Все с нетерпением ждали, как он повернет зачитанную до дыр комедию на сцене "Современника", где уже несколько лет идет поставленный им спектакль "Играем... Шиллера".
Забегая вперед, хочу сказать: у Туминаса и в мыслях не было эпатировать публику, переворачивая все с ног на голову (как это часто теперь делают модные режиссеры), и, тем не менее, шок у зрителей был, радостный шок. Оказывается, в московском королевстве Фамусова не все так чинно и благородно, как до этого показывали, все намного запутаннее и сложнее, а иногда просто смахивает на бред. К примеру, Фамусов соорудил в центре гостиной не обычную изразцовую печь, а в виде Вавилонской башни, но не смог что-то рассчитать, и поэтому она сильно дымит. Как гости ни пытаются погреться у нее, все напрасно. Тем не менее, дров уходит уйма, и хозяин дома вынужден сам их колоть. При этом у Фамусова есть слуга, но он пригоден только на роль шута, над которым можно всласть поиздеваться, выпороть, а потом приголубить. Словом, Фамусов - вылитый король Лир, только московского розлива.
Конечно, найдутся скептики, которых не устроит такой сермяжный Фамусов в исполнении Сергея Гармаша, напоминающий отца-благодетеля и самодура одновременно. Когда ранним утром он застает Софью и Молчалина вместе, то мутузит последнего нещадно, а дочь обыскивает, как последнюю "шлюшку". С ним не забалуешь: длинный овечий тулуп, как знак непримиримого русофила, накинут поверх шелкового халата, острым топором орудует не хуже казака-разбойника, изрубая на мелкие кусочки французский роман, ибо от книг, особенно западных, все зло. И в этом вопросе он сильно спелся со Скалозубом (Александр Берда). Одно его смущает: уж слишком слащав и напомажен этот полковник, на женщин не смотрит и о своих подвигах рассказывает елейным голоском, возведя к небу глазки. Так что пока это запасной вариант для замужества Софьи. А тут неожиданно явился Чацкий, богатый и выгодный жених, которого не мешало бы образумить, выбить из него все прогрессивные идеи, да и объявить зятем.
Интрига с Чацким в доме Фамусова разворачивается как в любовном детективе. Начиная с картины "Не ждали", когда Софья (Марина Александрова), не остывшая после ночного свидания с Молчалиным (Владислав Ветров), пытается изобразить покинутую и оскорбленную невесту, и до самого бала, на котором она отрекается от друга детства, обаятельный Чацкий Ивана Стебунова буквально сатанеет на глазах, превращаясь в загнанного оленя. Надо видеть, с каким нескрываемым превосходством Молчалин достает ключ от комнаты Софьи, куда безрезультатно стремился попасть Чацкий, и что потом с последним происходит. У него отнимается язык, он бьется головой об изразцовую печь, а сажа, которая сыплется сверху, словно черный снег, покрывает его голову, плечи...
В финале чудный вальс окутывает всю эту фантасмагорию, приближая конец идеалиста Чацкого, надеявшегося своими прогрессивными идеями как-то переустроить Россию, но, оказывается, гордый ум должен быть еще и изворотливым, хитрым, иначе растопчут, объявят сумасшедшим. Занавес закрывается, на авансцене гора чемоданов, оставленных бежавшим Чацким, который больше сюда не ездок. Но Фамусов с дочерью не в накладе, ведь теперь все это принадлежит им. Ну и кто после этого умный?..

Любовь ЛЕБЕДИНА

«Труд», 12 декабря 2007 года

ГОРЕ ОТ УМА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".