Версия для печати
В ОТСУТСТВИИ ЛЮБВИ И СМЕРТИ.
"Три сестры" в "Современнике"
Очередная победа Галины Волчек - победа над временем. Мост, перекинутый
через сцену, образ которого забрезжил еще в "Трех товарищах", соединил века и
тысячелетия, в который раз убеждая нас в том, что человечество не стало
лучше, но и не потеряло веры в то, что когда-нибудь оно все-таки станет
лучше. На вопрос "Зачем мы страдаем?" - на протяжении ста лет существования
чеховской пьесы пытались ответить мильоны юных и не очень юных сестер, когда
под звуки изломанного военного марша они вглядывались в грядущее сквозь
застилавшие их глаза слезы, ответ предполагался где-то рядом, но ухватить его
за хвост оказалось столь же невозможно, как удержать в небе след от самолета.
Все рассыпается и тает, и смысл жизни по-прежнему кроется в банальностях,
которые наполняют нас, как гелий воздушные шарики. Если "Три сестры" Ефремова
- спектакль о смерти, то "Три сестры" Волчек - спектакль о любви.
Безжизненность ефремовской лебединой песни в "Современнике" отдается
пронзительным отчаянием одиночества. Уж сколько их упало в эту бездну! – но
жизнь, как и история ничему не учит, и все повторяется снова. И восторженная
невинность и наивность Ирины - Чулпан Хаматовой, и обреченная влюбленность
Маши - Ирины Сенотовой, и вызывающий консерватизм Ольги - Ольги Дроздовой.
Среди них трудно обнаружить главную героиню, их судьбы и слезы сплетаются в
тугой запутанный комок детских обид, смертельных утрат, самоуговоров и
самооговоров, они мечутся между землей и небом, и их общая душа вот уже сто
лет не может обрести покоя, раздваиваясь и растраиваясь под пилой времени.
Появления каждого персонажа ждешь с любопытством - а какой он здесь? На кого
похож? Кого повторяет? Кого продолжает? Нынешние чеховские герои тащат на
себе груз предыдущих поколений без стыда и надрыва, с какой-то естественной
светлой легкостью, предполагающей абсолютную доверительность. Вершинин Сергея
Юшкевича слегка стесняется своего военного мундира и боится признаться в том,
как ему здесь хорошо. Он ироничен и доверчив одновременно, он весь переполнен
нежностью, слегка соприкасаясь рукавами и руками. Любовь – играется почти в
открытую, любовь, лишенная страха. Они не крадут ее у времени, они глотают ее
торопливо и жадно, забыв о долге и стыде, с первого взгляда понимая ее
обреченность и невозможность. Монологи взлетают к небу, шурша юбками как
крыльями, и хриплый ведьмачий смех Маши сливается со звериным воем Ирины и с
истошным молчанием Ольги - так кончается и вновь зачинается жизнь,
стремительно и страшно закручиваясь белым прозрачным шарфом, как больничным
бинтом. Они играют из себя – и это невозможно не почувствовать, как
невозможно не услышать дыхания времени, что рисует кардиограмму спектакля по
своему усмотрению, невзирая на хамство улиц, растерянность граждан, цинизм
властителей и тупое невежество критиков.
Ксения Ларина
Эхо Москвы, 10 февраля 2001 года
|