Версия для печати
«Современник» погрузился в «Анархию»
В спектакле Гарика Сукачева лишенный вокальных данных Михаил Ефремов превратился в заправского фронтмена
Галина Волчек, конечно, сильно рисковала, согласившись на постановку «Дисфункционалов» Майка Пэкера. Острая, злободневная, совсем не политкорректная и изобилующая ненормативной лексикой пьеса — совсем не то, к чему привыкли интеллигентные зрители «Современника».
Тут публике не дают расслабиться и приятно провести вечер. Зрители в зале постоянно испытывают дискомфорт: ежатся от грубой лексики и непотребного поведения героев, не знают, как реагировать на черный юмор, агрессивные антиамериканские лозунги и панегирики Саддаму.
— 11 сентября погибло 3 тыс. этих офисных червяков? А чо так мало? — сокрушается Михаил Ефремов во время своей пьяной пламенной антиглобалистской речи. Надрывно хохотавший зал вмиг замирает, вспоминая номер уголовной статьи за разжигание межнациональной розни и подстрекательство к терроризму. И недаром. Герою Ефремова за свои принципы еще придется посидеть на нарах.
Лидер распавшейся панк-группы Билли «Выкидыш» все еще придерживается анархистских идеалов бурной юности. Он готов фасовать консервы на складе, лишь бы не идти в услужение поганым капиталистам. Но щедрое предложение одного американского банка, готового купить их старую песню для своей рекламной кампании, заставляет бывшего нонконформиста пересмотреть позиции. Не буду пересказывать сюжет, там еще много неожиданных поворотов. Но смысл сего действа ясен: все покупается и продается.
Гарик Сукачев в роли театрального постановщика чувствует себя вполне уверенно. Он знает законы шоу и умеет где нужно подпустить попсовой музыки или вставить какой-нибудь эффектный номер — вроде появления героини Ольги Дроздовой, златокудрой феи бизнеса.
Пригодился и опыт Гарика в кинорежиссуре: задник, составленный из телевизионных экранов (художник Андрей Шаров), иллюстрирует действие ироничной анимацией и флэшбеками из бурного прошлого «Дисфункционалов» (в ролях молодых героев на видео снялись дети актеров — Никита Ефремов, Даниил Певцов, Софья Разуваева, а также Евгений Матвеев). Но больше всего, конечно, впечатляет рок-н-ролльный драйв, который музыкант сумел создать на сцене «Современника».
Сукачев постарался превратить актеров в настоящих панков. Им пришлось пройти курс молодого бойца под руководством лидера группы «Наив» Чачи Иванова. Он же написал для спектакля несколько новых песен, которые артистам предстояло исполнить вживую.
Дмитрий Певцов, Василий Мищенко и Мария Селянская вполне сносно научились играть на электрогитарах и ударных, а начисто лишенный вокальных данных Михаил Ефремов превратился в заправского фронтмена, крошащего в кулаке микрофон. И надо сказать, что давно не выходивший на сцену актер в этой роли выглядит как рыба в воде. Постаревший неформал, потрепанный жизнью, но еще способный на поступок.
Если вынести за скобки брутальную панковскую атрибутику (рокеры или хиппи нам были бы всё же ближе и понятнее), получится портрет героя нашего времени. Человека, который каждый день оказывается перед выбором: продать себя ради достойной жизни или сохранить внутреннее достоинство. Но при этом зло завидовать другим, менее принципиальным товарищам.
Примеры нас окружают повсюду: бывшие леваки идут в предвыборные штабы в надежде заработать благосклонность власти, хорошие актеры снимаются в рекламе и сериалах, участвуют в телешоу, открывают бутики и рестораны. Заработать можно даже на гражданской позиции, что успешно доказывает суперпопулярный проект «Гражданин поэт».
Где проходит грань, преступить которую значит потерять себя, сегодня никто не знает. Но очевидно, что тема эта злободневна и животрепещуща. И в театре она всплывает все чаще.
Взять, к примеру, недавнюю премьеру «Талантов и поклонников» в Театре Маяковского. У тонкого интеллектуала Миндаугаса Карбаускиса спектакль вышел всё о том же: о готовности артиста продать себя и объяснить свое предательство высокими словами про талант и служение искусству.
В общем, «Современник» снова оправдал свое название и наверняка получит от спектакля дивиденды в виде новой публики, которая прежде, может быть, в театр и не хаживала.
Марина ШИМАДИНА
«Известия», 31 января 2012 года
|