МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Леонид Филатов
ЕЩЁ РАЗ О ГОЛОМ КОРОЛЕ

Версия для печати

Оденьтесь все, как ваш король

К своему 45-летию «Современник» подготовил премьеру -продолжение знаменитого в шестидесятые годы спектакля «Голый король» Шварца

Пьесу по мотивам Андерсена и Шварца написал Леонид Филатов на чем участие «отцов» в новой работе и закончилось: дальше все взяли на себя «дети», как в переносном, так и в прямом смысле. Постановка Михаила Ефремова, режиссер — Никита Высоцкий, сценография и костюмы Евгения Митты. И как ни хочется начать сравнивать две эти версии, столь точно характеризующие вопиющую разницу между поколениями, делать этого все-таки не стоит.

Молодые «оттянулись» по полной программе — к немалому удовольствию зала. Ненормативная лексика, грохот группы «Ножи для фрау Мюллер», фрейлины в нижнем белье и свинки (герой — свинопас) как стриптизерши из дешевого бара. Пародии на Андрея Бартенева и Карла Лагерфельда (понятно не всем) и долгое обыгрывание слова «тюфяк» как приглашение «to fuck» (ясно и ребенку). Если кто по старой памяти ждет намеков на идиотизм власти, пусть отдыхает.

Знаменитый сюжет переписан заново: поначалу принцесса любит свинопаса, вернее, ей нравится заниматься с ним сексом. Потом ее посылают в далекую Данию, чтобы выдать замуж за тамошнего короля. Поспешивший туда же свинопас сначала предлагает девушке отравить жениха или подорвать его на мине, а когда та отказывается, начинает действовать сам. Под видом имиджмейкера он предлагает датскому королю костюм из ткани, которую способен увидеть только умный, а когда голый правитель предстает перед народом, свинопас устраивает маленькую революцию. От разъяренной толпы короля спасает принцесса, которая и выходит за него замуж, теперь уже не по принуждению, а по любви. По давней театральной привычке к аллюзиям хочется предположить, что принцесса — это интеллигенция, прячущаяся в объятиях власти от суровой действительности, но не надо, потому что для авторов все герои — лохи. Они так и говорят: «Земля кишит лохами». А чтобы быть свободными — «оденьтесь все, как ваш король».

Верноподданнических мотивов здесь тоже нет, не пугайтесь. Есть восхитительная по-своему аполитичность поколения, для которого все люди хоть и придурки, но все-таки божьи твари, пусть себе копошатся. И свинопас — черный пиарщик, и король — нудист, и принцесса — телка. Что бы они там ни вытворяли, show must go on. Оно и продолжается — в меру таланта и выучки авторов. Актеры во всяком случае публике нравятся: министр-гомосексуалист — Александр Олешко, мизерабельный король — Дмитрий Жамойда и бенефисно (в эстетике этого спектакля точнее было бы сказать — отвязно) сыгранный Сергеем Гармашом первый министр.

Хорошо представляю себе реакцию «старой гвардии», собравшейся на юбилейный вечер любимого театра посмотреть «Еще раз о голом короле». Ах, Евстигнеев, ах, Дорошина! Они и вправду были прекрасны. Александр Свободин называл тот спектакль «язвительнейшим». Этот не язвит и не кусает. Смешит, хотя и не всех. Власти не опасен. На баррикады и даже на митинги у Останкино не зовет. Возможно, это и есть главный положительный итог сорокапятилетнего существования театра-борца.

Нина АГИШЕВА
Московские новости, №17, 24-30 апреля 2001 года.

ЕЩЁ РАЗ О ГОЛОМ КОРОЛЕ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".