Версия для печати
Всем, кто работал над «Бесами» в театре «Современник»
Дорогие друзья!
В день премьеры «Бесов» в Москве я хочу еще раз сказать вам, какой важной и необычной стала для меня наша встреча. Это была не только еще одна возможность приблизиться к гению Достоевского – впервые за тридцать лет общения с его героями, судьба подарила мне возможность услышать его неповторимый русский язык.
Благодаря вам, дорогие друзья, я услышал, как на самом деле звучит то, о чем говорят Степан Трофимович с Варварой Петровной, Кириллов с Петром Верховенским, Ставрогин с Дашей и Лизой…
Здесь, в Москве, меня часто спрашивали, может ли искусство играть какую-либо роль в жизни общества. На этот вопрос я всегда отвечаю: «ДА», имея в виду «Бесы» Достоевского. Разве жизнь в России не потекла бы иначе, если бы эта книга – как и многие другие – не была вычеркнута и выброшена не только из библиотек, но и из голов многих поколений?
Достоевский с ужасом всматривался в приближающееся будущее, рассчитывая на то, что его читатели, вооруженные этим предупреждением, найдут силы, чтобы противостоять манипуляциям Верховенских, нигилизму Ставрогиных, и опасной тупости рассуждений Шигалевых о «развитии общества».
Достоевский – в чем я убедился, работая во многих странах – понятен везде. Но достаточно ли его слова и его предсказания услышаны здесь, в России? Покинули ли ее бесы?.. И наступило ли время исцеления, о котором мечтал Достоевский?
И сегодня, когда гениальное творение Достоевского вновь становится всеобщим достоянием, каждому из нас, кто любит русскую литературу и восхищается ее прекрасными создателями, которых породили великая культура и великий народ, хочется верить, что это именно так.
Анджей ВАЙДА,
16 марта 2004
|