Спектакль "Карамазовы и ад" не охватывает всего объема романа Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы", в нет последовательно развивающихся сюжетных линий. Его содержанием становится сложный мир подсознания Ивана Карамазова, драматизм возникает из взаимоотношений героя с самим собой.
Спектакль исследует мгновение жизни Ивана перед окончательным его безумием, растянутое во времени и пространстве, наполненное муками и страданиями, которые терзают его после убийства отца.
Ткань спектакля рваная, ассоциативная, воспоминания возникают парадоксально, перебивая друг друга. Цементирует все действие Черт, который рождается в горячечном бреду Ивана, во время его душевной и физической лихорадки. Черт заставляет Ивана повторить весь путь искушения, путь, который ведет в ад. У края бездны, у порога ада живут все члены семьи Карамазовых: "карамазовщина" - явление типично русское.
Не все герои романа появляются на сцене, только те, которые участвуют в самоанализе Ивана. В спектакле нет женских персонажей, женщины в нем существуют только как провокация чувственности. Чаще всех возникает Смердяков - воплотитель тайного и темного в Иване, его двойник и второе Я, его кара.
Иван слышит два голоса: правды и лжи, света и мрака. Решается проблема искушения, проблема мнимых величин, перевертышей белого и черного, Бога и Дьявола. Где граница между ними? Понять это очень важно и сегодня, в конце столетия, может быть, сейчас еще важнее, чем когда-либо.
|