МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
СЕЛЕСТИНА

Испанская драма Ахеджаковой

"Селестина" на перекрестке театральных сезонов"

Пьесу написал Николай Коляда по мотивам романа-драмы испанского писателя 15 века Фернандо де Рохаса. Он же и осуществил ее постановку с Лией Ахеджаковой в главной роли. Кстати, актриса давно сотрудничает с Колядой, играет уже не в первой его пьесе и старинную испанскую драму для постановки на сцене "Современника" предложила именно она.

Нелепая и неунывающая старуха Селестина прославилась на всю округу как искусная колдунья и сводня. И хотя ее уже дважды публично предавали позору, били и вываливали за ее таланты в перьях, Селестина не хочет оставлять свое ремесло. Ведь сколько бы ни подшучивали, ни подтрунивали над ней, когда у кого-нибудь разгорается любовный жар - бегут именно к ней за снадобьем из змей, летучих мышей и прочих неказистых тварей. Да и старуха всегда рада помочь в амурных делах. И не только из-за денег, а просто очень уж ей по нраву Божия заповедь: "Живите, плодитесь и размножайтесь". Рядом с чужим счастьем и она чувствует себя счастливой. "Мы возносимся, чтобы упасть, расцветаем, чтобы увянуть, - философски глубокомысленно и грустно то и дело повторяет Селестина. - Я родилась, чтобы расти, росла, чтобы стареть, состарилась, чтобы умереть". Простые слова, простые истины - по их законам она и живет. А еще Селестина любит застолья, любит налить друзьям полный стакан вина и свое дело - соединять влюбленных.

Спектакль начинается как радостный карнавал, полный красок, веселых ритмов, смачных плотских шуток, словесных перепалок, телесного пыла и нетерпения. Все персонажи в забавных костюмах-балахонах, сплетенных из разноцветных лоскутков на манер деревенских подстилок, под которыми лишь изредка проглядывают костюмы исторические. По накрененному сценическому кругу шествует веселая толпа молодежи во главе с Селестиной сводней - тоже в балахоне с тинейджерским рюкзачком за плечами, а порой и в чудных мотоциклетных очках.

Она всегда с молодыми - от них исходит истинное дыхание жизни, они ждут и жаждут любви. А, может, все же именно в ней, в Селестине живет настоящая правда бытия? Когда Селестина погибает от рук своих бывших друзей и подручных, позарившихся на ее "гонорар", сценический круг обнаруживает свои неприглядные зловещие внутренности-конструкции, лоскутки превращаются в мусор, тряпье, хлам. А на лицах еще недавно милых персонажей проступает злоба.

Роль Селестины сыграна Ахеджаковой блистательно, не случайно она угадала себя в старинной драме из испанской жизни. Роль дает ей возможность самых неожиданных и тонких актерских воплощений - быть наивной и странной, лукавой и сердечной, грустной и глубокой, умной, драматичной и очень земной. Рядом с ней великолепны и молодые исполнители, которые с явным удовольствием играют в этом неординарном спектакле. А исполнители ролей влюбленных, которым помогла соединиться Селестина (Мелибеи - Мария Аниканова и Калисто - Максим Разуваев) заявили о себе как актеры большого драматического таланта, способные сплести воедино гротескный рисунок, одухотворенность, искренние страсть и боль.

Сезон в театре "Современник" завершился печальным спектаклем, но оптимистичным. Свой "Селестиной" драматург-режиссер Николай Коляда приоткрыл еще одну возможность для завтрашнего театра - возможность прочтения сценической драматургии как повествования, построенного на эмоциональных и смысловых столкновениях эпизодов, одновременного их восприятия, то как балагана, комедии, то - философской драмы и трагедии.

Петр Кузьменко
Россия, 15-22 августа 2002 года

СЕЛЕСТИНА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".