МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Бернард Шоу
ПИГМАЛИОН

Версия для печати

Эффект Пигмалиона

На сцену Театра «Современник» возвра¬щается один из самых популярных спек¬таклей в его репертуаре — «Пигмалион». Эта пьеса Бернарда Шоу, крупнейшего британского драматурга и писателя ру¬бежа XIX-XX веков, и по сей день пользуется огромным успехом во всем мире. В «Современ¬нике» роль главной героини Элизы Дуллитл в течение 16 лет играла Елена Яковлева, прорабо¬тавшая в театре 28 лет и покинувшая его летом этого года. Роль полковника Пиккеринга долгое время исполнял супруг актрисы Валерий Шальных, ушедший из труппы вместе с ней. После ухода артистов пьеса на время выпала из репертуара театра, но его художественный руководи¬тель Галина Волчек не могла допустить, чтобы история «Пигмалиона» закончилась навсегда. Ведь это один из самых любимых ее спектаклей. И вот в октябре в театре приступили к репети¬циям с обновленным актерским составом.

В роли профессора Хиггинса остается беспо¬добный Сергей Маковецкий, воспитанник Театра им. Евгения Вахтангова, приглашенный на эту роль в «Современник» семь лет назад. За это время артист настолько вжился в свой образ, что на сцене он не играет, а буквально живет жизнью своего героя. Театралы считают его ра¬боту стопроцентным попаданием в образ. Мно¬гие хорошо помнят, что когда-то профессора Хиггинса играл Валентин Гафт. Игра же Маковецкого, полная импровизаций, добавляет его герою еще больше обаяния. И хотя истинным джентльменом в пьесе выглядит Пиккеринг в исполнении Ильи Лыкова, перед черствым и бессердечным Хиггинсом в подаче Маковецкого невозможно устоять. Очевидно, что у молодого артиста Ильи Лыкова, введенного в спектакль, есть склонность к гротеску и высоко¬му комизму. По словам худрука, это и стало решающим в назначении его на роль Пиккеринга в «Пигмалионе».

И все же главная актерская замена — Элиза Дуллитл, которую сейчас играет Алена Бабенко, вошедшая в труппу «Современника» в 2008 году. Актриса легко и естественно вли¬лась в актерский состав спектакля. «Она так неотразимо вульгарна и так вопиюще грязна!» — говорит про ее героиню Хиггинс. Цвето¬чница Элиза — неряшливая совершенно без¬грамотная, лишенная каких-либо проявлений женственности — произносит реплики чудо¬вищным голосом. В обновленном варианте постановки героиня выглядит как юная грубиянка в лохмотьях. «Меньше всего мне хоте¬лось бы сравнивать игру двух замечательных актрис — Алены Бабенко и Елены Яковле¬вой, — говорит Галина Волчек. — Алена тру¬долюбивая и яркая актриса. Репетиции с ней позволили нам по-новому взглянуть на Элизу. Единственное, что хотелось бы уменьшить в Алене, так это ее природную женственность. Для цветочницы Элизы нужно чуть больше мужиковатости».

В рамках визуального перевоплощения Бабенко «из уличной девки в настоящую леди» художник по костюмам Павел Каплевич подобрал для акт¬рисы зонтики, сумочки, украшения, шляпки, бархатные вышитые пла¬тья. По его задумке, и костюмы, и декорации спектакля сделаны в еди¬ной, фиалковой гамме. На сцене от¬четливо видны очертания площади у Ковент-Гардена в Лондоне — именно здесь, согласно сюжету пьесы Шоу, Элиза торговала фиалками. Вообще вся сценография «Пигма¬лиона» — это настоящие декорации метамор¬фоз и условностей. Особенно сильна сцена финала, где визуально «встречаются» улица района Ковент-Гарден и кабинет Хиггинса на Уимпол-стрит — как герои из разных сосло¬вий. Пожалуй, это один из лучших моментов в спектакле, когда Элиза замирает между ними и, оглядываясь на свое прошлое, медленно проходит в новую жизнь. Трехчасовой спек¬такль смотрится на одном дыхании, по-пре¬жнему современны его комичные жизненные диалоги, вечные философские вопросы и, ко¬нечно же, тонкий английский юмор.

У Элизы в исполнении Бабенко острейший конфликт с Хиггинсом не как с учителем, как с человеком, что делает очень живыми ее сце¬нические взаимоотношения с Маковецким. «Вливание новой крови не бывает незаме¬ченным, — считает Галина Волчек. — Играть вместо другого — всегда труднейшая задача. И в этой работе нам очень помог Сергей Маковецкий. Он помог Алене найти свою, ни на кого не похожую Элизу».

Нарина ДАВЫДОВА
«ОК!» , 1 декабря 2011 года

ПИГМАЛИОН
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".