МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Биляна Срблянович
МАМАПАПАСЫНСОБАКА

Версия для печати

Леди "Современника" впали в детство.

"Мамапапасынсобака" (оригинальное название - "Семейные истории") написана, поставлена и сыграна женщинами. Средний возраст - тридцать. Впрочем, спектакль вовсе не о женщинах, а о детях.

Имя сербской писательницы Биляны Срблянович впервые прозвучало в Москве в прошлом сезоне на фестивале "Новая драма". Имя режиссера Нины Чусовой - ненамного раньше. Актриса из провинции приехала покорять Москву и заявила о себе, еще учась в ГИТИСе в режиссерской мастерской Леонида Хейфица. За год с небольшим выпустила спектакли в РАМТе, "Сатириконе" и теперь вот в "Современнике", который в этом сезоне повернулся к молодым режиссерам лицом. Переводчиком "Семейных историй" выступил актер "Современника" Сергей Гирин.

Такого отвязного, раскрепощенного спектакля в "Современника" и не припомнишь. Почти до финала протирала себе глаза, чтобы поверить - вот этот лопоухий картавый подросток с походкой a la Децл - Чулпан Хаматова (от привычного образа женщины-ребенка не осталось и следа). А эта губошлепо-лупоглазая девочка с ножками-спичками - Ольга Дроздова.

Художник Владимир Мартиросов раскрасил сцену в кислотные тона, воздвигнув посередине детскую площадку с песочницей и горкой. Пригласили даже специалистов по граффити - неких Баскета и Монгола.

Первое впечатление, что перед нами пародия на семейные отношения инфантильных взрослых, рассеивается довольно быстро. В "Мамепапе…" взрослые играют детей, играющих во взрослых. Копируют детей, копирующих взрослых, и "отражений" такого двойного "зеркала" хватает как раз на спектакль, благо длится он меньше двух часов. В свою игру во взрослых эти "дети" втянулись уже давно, и надоест она им явно не скоро. Два мальчика и девочка играют в семью. Мальчик постарше (Галина Петрова) верховодит в роли папы. То поддержит "маму" (Ольга Дроздова) в воспитании "сына" (Чулпан Хаматова), то по-мужски объединится с "сыном" против девчонки-мамы. Вариации их игр довольно узнаваемые. Вот "мама" готовит "суп" из песка, а после "Обеда" "папа" с "сыном" по-мужски "закуривают" соломинки. Вот они втроем рассказывают страшные истории - у кого страшнее: мальчишки изощряются в стиле фэнтези, девчонка вежливо скучает, а после выдает страшилку покруче любой "атаки клонов" - как одна дома рожать начала. Вот "мама" с "папой" решили строго проверить "сына": не употребляет ли он наркотики? А "сын" рыдает по-настоящему" - только что на улице он видел "настоящих пацанов", которые кидали в полицию камни, и теперь хочет "водиться" только с ними.

Однажды к этой "ячейке общества" прибьется нелепое существо - очки, обноски, молчит все время (дебютантка Полина Рашкина). Хочет в компанию, рада любой роли, но гордости все же не теряет. "Сынок" шпыняет ее с жестокостью мальчишки, который впервые влюбился, "папа" унижает равнодушным презрением - этакий облегченный вариант знаменитого фильма Ролана Быкова "Чучело", когда в детскую стаю попадает чужак. Пока "мама" не сжалится и не придумает ей роль "собаки" в семейной игре.

Нина Чусова в своих работах как от чумы бежит от полутонов и сантиментов, предпочитая напористый, энергичный, "грубый и зримый" стиль. Без всяких прелюдий, неожиданно и резко, точно в дворовой драке кто-то подставил предательскую подножку, нас толкают из раскрепощенной веселой игры в трагедию. Немую "собачку" однажды пробьет в истерике, вместе с плачем к ней вернется речь, и из ее обрывочных всхлипов можно будет понять, что однажды, кинув в дом незнакомый предмет, оказавшийся, видимо, бомбой, она убила собственных родителей. Мама-папа-сын моментально настроятся на волну ее горя и заплачут вместе то ли от детского страха лишиться родителей, то ли от того, что каждый из них тоже беспризорник. Но бойкий финал в стиле рэп быстро одернет зрителей, приготовившихся было расчувствоваться. Мол, нечего оплакивать театральных персонажей. Выйдите на улицу и оглянитесь вокруг.

Ольга ФУКС
"Вечерняя Москва", 8 января 2003

МАМАПАПАСЫНСОБАКА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".