МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Александр Володин
ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ

Версия для печати

Двое на коньках

Новые "Пять вечеров" в "Современнике"

Пьеса Александра Володина уже шла на этой сцене: ее ставил Олег Ефремов, версию которого потом переиначила Галина Волчек. Вообще-то еще до Ефремова "Пять вечеров" с большим успехом воплотил на сцене Георгий Товстоногов, а позднее одноименный фильм снял Никита Михалков. Вписать свое имя в историю рядом с такими мэтрами нелегко. Это попытался сделать молодой режиссер Александр Огарев.

Александр Володин - один из немногих советских драматургов, писавших на века. Драма о любви актуальна всегда. В своем фильме Михалков выявил еще одну ее тему: кризис среднего возраста. Александр Ильин в исполнении Станислава Любшина страдал от того, что юношеские мечты его не осуществились. Хотел стать химиком - и не получилось, стремился к известности - а она не пришла. Смысл жизни оказался утрачен, в железные тиски брала депрессия, И спасти от нее оказалась способна только любовь.

В спектакле Огарева нет ничего похожего. Ильин Сергея Гармаша - миляга, рубаха-парень. Своей профессией шофера он, похоже, нисколько не тяготится, а врет Тамаре (Елена Яковлева), что работает главным инженером, только из желания прихвастнуть. Потом пугается: а вдруг ей действительно нужен в мужья лишь начальник? И втихаря уходит, боясь разоблачения. Но только оказывается - ошибочка вышла! Тамара Ильина любит, и ей совершенно не важно, кем он работает. Недоразумение разрешается, и наступает неминуемый хеппи-энд.

Гармаш в "Пяти вечерах" - большое дитя. Врет легко, кается откровенно. Рассказы о том, что в молодости ему прочили большую карьеру, невозможно воспринимать всерьез. Но не верится и в то, что когда-то Тамара на целых семнадцать лет лишила себя права на личную жизнь. Такое бесследно не проходит - а героиня Яковлевой свежа и бодра, хотя и строит из себя, непонятно зачем, серую мышку. Да еще падает в обморок от первой любви - ну просто барышня-смолянка, а не работница цеха, пережившая войну и вырастившая чужого ребенка.

Впрочем, все вышесказанное - не в обиду актерам: во многом благодаря им спектакль смотрится на одном дыхании. Просто режиссеру неинтересны талант, зарытый в землю, и разлучница-война. Новое поколение в лице Огарева смотрит на мир легче. На что они, эти самокопания? Жить нужно веселее. И зрители не в претензии. В очереди в гардероб немолодой уже мужчина делился впечатлениями со спутницей: "Хороший спектакль, динамичный. Я фильм-то до конца не смог досмотреть - там они все какие-то нервные. А здесь - такие довольные жизнью…"

Действительно, единственная, кого на протяжении действия становится жаль, - это продавщица Зоя. Трагикомическая роль циничной и несчастной бабы великолепно удалась Лилии Азаркиной. Актерская удача - и роль племянника Тамары, Славы, в исполнении Ильи Древнова. Нужно видеть, как он почесывается от волнения, в первый раз приводя девушку в дом. Как разглагольствует, стараясь быть значительным, а потом быстро заглатывает рюмашку тайком от тетки. Очень удачны и декорации Натальи Дмитриевой. Собственно с них начинается спектакль: два снежных кома катятся навстречу друг другу, но их дороги расходятся. А потом они становятся частью зимнего пейзажа. Поставишь мебель, и кажется, что зима - за окном. Уберешь кровать и стулья - и вот она, улица. Атмосферу 1950-х создает залитая льдом площадка: в те годы на катках встречались и стар и млад. Сцена, где герои катаются на коньках, в спектакле - одна из лучших.

Анна ЧЕПУРНОВА

"Вечерняя Москва", 14 апреля 2006 года

ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".