МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Леонид Филатов
ЕЩЁ РАЗ О ГОЛОМ КОРОЛЕ

Версия для печати

Еще раз о "Современнике"

В воскресенье театр отметил свое 45-летие премьерой спектакля "Еще раз о голом короле"

ВЧЕРА в афише "Современника" значилась премьера спектакля "Еще раз о голом короле", театр второй вечер подряд принимал гостей и справлял свое 45-летие. Но 15 апреля, в день основания, в зале бывшего кинотеатра "Колизей" на Чистопрудном бульваре, где, вдали от других московских театров, давно уже существует "Современник", собрались "самые-самые". Те, без кого этот театр никогда бы не родился, те, благодаря кому он существовал в первые бедные и в нынешние благополучные вроде бы годы. Те, кто играл на его сцене, кто ставил, кто пишет о театре, кто помогает ему спонсорским или человеческим и дружеским участием. "Здесь нет ни одного случайного зрителя. Вам всем - низкий поклон", - сказала Галина Волчек, один из первооснователей театра и его художественный руководитель, выйдя на сцену перед занавесом и перед началом спектакля "Еще раз о голом короле". Ибо в первый раз спектакль был показан в воскресенье.

С одной стороны, вроде бы праздник, к тому же 45-летие театра совпало в этом году со Светлым Воскресеньем, а на душе все равно неспокойно, говорила Галина Волчек, - может быть, на роду этому театру написано переживать и мучиться оттого, что где-то гибнут солдаты и много других несчастий и бед вокруг. Волчек говорила просто и, может быть, поэтому очень проникновенно, так что у многих комок подкатил к горлу и невольно подступили слезы, когда она стала называть тех, кто не дожил до нынешнего праздника театра, и первым - основателя театра Олега Николаевича Ефремова. Зал зааплодировал, встал и не садился, пока назывались имена Евгения Евстигнеева, Галины Соколовой, Александра Вокача...

Затем она вызвала на сцену всю нынешнюю труппу, начиная с тех, кто только вступил в труппу и завершая первооснователями - Лилией Толмачевой и Игорем Квашой - и ветеранами, чья работа проходит за кулисами - директором театра Леонидом Эрманом, замдиректором и легендарным секретарем дирекции Раисой Викторовной…

До спектакля позволили высказаться двум официальным поздравляющим - Юрию Лужкову и Михаилу Швыдкому. Было видно, что Лужков "Современник" знает и любит, любит и его художественного руководителя и относится к ним, если так можно выразиться обоим, с нежной и искренней симпатией. Держался раскованно, говорил хорошо. "Вот мы ходим в театр, - начал он. - И я часто задаю себе вопрос: зачем мы это делаем? Получить удовольствие, посмеяться, насладиться? Конечно. Но, я думаю, театр нам нужен, особенно в трудные времена, чтобы получить какие-то важные ответы. Те, без которых невозможно жить". Вспомнив деревянные лавки, памятные ему по бывшему кинотеатру "Колизей" и сравнив их с нынешними удобными креслами, Юрий Михайлович определил те самые философские вопросы, на которые отвечает театр и назвал "Современник" "одним из таких театров, которые нам помогают". После этого на сцену вынесли потрясающую корзину цветов и несколько папок с грамотами от московского правительства - Галине Волчек, Лилие Толмачевой и Игорю Кваше. Расцеловавшись с основателями театра, Юрий Михайлович вернулся в зал.

Его место заступил министр культуры Михаил Швыдкой. Известный театральный критик, доктор искусствоведения составил свое выступление из нескольких театральных "шпилек". Начав за здравие: мол, редкий театр пройдет путь от ХХ съезда партии до Светлого Христова Воскресенья, - министр культуры довольно скоро стал говорить о "Современнике" в прошедшем времени. Все это завершил довольно-таки неуместный подарок. К юбилею "Современника" Михаил Швыдкой преподнес двухтомник, выпущенный к 100-летию Художественного театра. Неуместность (трудно поверить, что умысла тут не было) заключалась в том, что среди составителей этой "энциклопедии" значатся Анатолий Смелянский и Инна Соловьева, в самом начале книги написавшие, что "Современник" скончался достаточно давно, и немало сил прилагающие к тому, чтобы никакого "Современника" в нынешнем театральном обиходе не было. А Волчек, со своей стороны, не раз сказавшая, что ничего общего не хочет иметь с нынешним Союзом театральных деятелей, и не скрывает, что одна из причин - "наличие" там, в СТД, Смелянского. И все это знают. И Швыдкой, конечно, тоже. Потому и передал свой "дар" не Волчек, а как-то эффектно вложив в руки не подозревавшей подвоха Лилии Толмачевой.

После этого все актеры "Современника" заняли места в зале и начался спектакль "Еще раз о голом короле". Надо еще сказать, что Галина Волчек успела заметить, как существенно было для нее приглашение на постановку сына Олега Ефремова Михаила Ефремова, как не случайно и само "юбилейное название", поскольку "Голый король" - одна из великих легенд "Современника".

"Не такая уж и сказка на темы Ханса Кристиана Андерсена и Евгения Шварца" (именно так обозначен жанр пьесы Леонида Филатова) вышла замечательно похожей на театральный капустник, которыми так славился "Современник" во все прежние годы. Нежелание обойтись просто капустником, вероятно, не совершенно выветрилось из голов постановщиков, и потому вышло нечто среднее между капустником и спектаклем-попурри на темы Андерсена, Шварца и наших серых будней (а во многом даже и наших вчера и позавчера). Но, вероятно, текст Филатова слишком литературен, в нем, строго говоря, довольно умозрительная драма идей занимает место драматического конфликта, там же, где сюжет буксует, "на помощь" приходит "политическая прибаутка". Кажется, Михаил Ефремов выжал из текста всю его возможную театральность, а молодые и среднего поколения актеры старались, как могли. (Дмитрий Жамойда, например, замечательно и, можно сказать, бесстрашно - но не бесстыдно! - играет голого Датского короля.) В какие-то минуты вспоминалось, что Михаил Ефремов - не только сын Олега Ефремова, но и внук великого оперного режиссера Бориса Покровского - так умело он выуживал и выстраивал музыкальную драматургию, одних "обращая" в хор, а другим доверяя солирующие партии. Вероятно, что при всех возможных "но" и очевидно юбилейном характере спектакля он не потеряется и даже станет модным, поскольку Михаил Ефремов - в пору ли студии "Современник-2", в пору ли своих работ на Новой сцене МХАТа имени Чехова всегда умел оставаться современным и свое богемное окружение "пустить" на пользу общему театральному делу. Продираясь через все намеки и экивоки стихотворного текста, он фантазирует над каждым словом, местами перебарщивая в фантазии (заодно с режиссером Никитой Высоцким и автором сценографии и костюмов Евгением Миттой), выдавая столько, сколько хватило бы, может, не на два, а на три-четыре спектакля. Но не Волчек виновата в том, что Михаил Ефремов засиделся без режиссерской работы. Она, наоборот, предложила ему поставить спектакль в нечужом ему театре "Современник".

Григорий Заславский
Независимая газета, 17 апреля 2001 года

ЕЩЁ РАЗ О ГОЛОМ КОРОЛЕ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".