МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Всеволод Бенигсен
ГенАцид. Деревенский анекдот

Версия для печати

«ГенАцид» в театре «Современник»

В новом спектакле театра «Современник» речь идет о поисках национальной идеи, о попытках построить идеальное общество в масштабах одной отдельно взятой русской деревни и о вреде чтения книг.

Жизнь в крохотной деревушке Большие Ущеры, затерявшейся в лесах где-то на юге России, идет медленно и без особых событий. Развлечения у местных жителей самые обычные — телевизор и самогон. Да еще раз в два месяца, обычно по понедельникам, местный пьяница, и в то же время мастер на все руки, звонит на проходную молокозавода, где работает вся деревня, чтобы сообщить, что там заложена мина.

Так бы и продолжалось еще лет триста, если бы однажды не спустился откуда-то сверху президентский указ. Дескать, настало время консолидировать народные силы вокруг национальной идеи. А что может объединить нацию, чем нация гордится, как своим достоянием? Конечно же, великой русской литературой. Она всегда учила россиян разумному, доброму и вечному. Посему каждый житель деревни должен выучить фрагмент одного из литературных произведений (список прилагается) и через три недели представить выученное экзаменационной комиссии, которая приедет из центра.

Руководить всей операцией приходится представителю власти — милиционеру Бузынько, а идеологическую, так сказать, часть, то есть распределение литературной классики между большеущерцами, берет на себя библиотекарь. Из его рук кто-то получает Чехова, а кто-то — Велимира Хлебникова.

Вот тут-то в Больших Ущерах и начинает происходить все то, о чем мечтали русские литераторы от Некрасова до наших дней. Народ несет под мышкой Белинского и Гоголя, в сельпо читает вслух философские трактаты и устраивает драки из-за споров на литературные темы. Заканчивается все это общим бунтом всей деревни и поджогом библиотеки. В спектакле финал смягчен — роман Всеволода Бенигсена, по мотивам которого он поставлен, заканчивается более жестокой сценой. В спектакле пожар устраивает библиотекарь, испугавшийся того, что литература сделала с его соседями, в романе библиотеку поджигает восставший против спущенного сверху эксперимента народ.

«ГенАцид» — дебют на большой сцене молодого режиссера Кирилла Вытоптова. Вместе со сцено¬графом Наной Абдрашитовой он сделал инсценировку социальной утопии Всеволода Бенигсена, опубликованной в журнале «Знамя» еще в 2008 году. Перенести на сцену не предназначенное для постановки произведение — задача непростая, первый предпремьерный показ оставляет ощущение, что спектакль еще продолжает выстраиваться, работа над ним не закончена. Хотя то, что в этом произведении важно для автора и для режиссера, хорошо читается. Возможно, восприятие спектакля будет меняться, в том числе и под влиянием внешних событий — как раз сейчас в Москве начинается реформа библиотечной системы.

Татьяна ФИЛИППОВА
РБК daily, 16 октября 2012 года

ГенАцид. Деревенский анекдот
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".