МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Дональд Маргулис
СКРЫТАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Версия для печати

Чистые пруды вычистили

Отправляясь на премьеру «Современника» «Скрытая перспектива», который, как известно, находится на Чистых прудах, я по привычке направилась к памятнику Грибоедову, стоящему в начале сквера. Но не тут-то было – железные ограждения перекрывали проход, а стражи порядка строго следили, чтобы никто не проник за установленную границу.


Сам сквер с зелеными насаждениями и разноцветными клумбами был пуст и безлюден, напоминая чернобыльскую зону, угрожающую здоровью людей. Нетрудно было догадаться, что власти, таким образом, решили прекратить доступ маргиналам в эти места, несогласных с политикой выборов, как президента, так и государственный думы. Ведь они в течение трех недель устраивали здесь сидячие протесты, чем сильно раздражали местных жителей, подавших на них в суд за шумное поведение и ту грязь, которую развели на ухоженных газонах. Суд среагировал на заявление мирных граждан очень быстро и категорично, после чего мамаши с колясками вновь могли гулять беспрепятственно. И что же? Ни молодых мам с малышами, ни сирых старушек в этот вечер на бульваре не наблюдалось. Видно решили переждать последствия социального конфликта у себя во дворах.

Зато у здания «Современника» цвела искусственная сакура, зрителей угощали ни много, ни мало шампанским, поскольку здесь проходил открытый фестиваль искусств «Черешневый лес», в рамках которого и показывали новый спектакль в постановке Евгения Арье «Срытая перспектива» по пьесе Дональда Маргулиса «Time stands still», что в переводе означает «Застывшее время». Таким образом, обстановка царила праздничная и никто не замечал, что в двух шагах от входа в театр объявлена «зараженная» зона вместо гуляний для простых граждан. Так спокойнее начальству золотой столицы, не привыкшей к мирным протестам. Зато сам спектакль был отнюдь не мирным и не располагал к «пофигизму». Наоборот, он будоражил сознание зрителей, заставлял думать, почему за политику воющих государств должны расплачиваться мирные граждане, ни в чем не повинные дети и старики.

Если вы думаете, что на сцене изображались сражения, то ничего подобного не было. Действие разворачивается в одной из квартир Нью-Йорка, где вот уже девять лет живет влюбленная пара, точнее она сюда наезжает после длительных командировок в горячие точки, где Сара снимает страшные кадры бесчеловечной бойни, а Джеймс пишет об этом заметки в различные издания. Война как бы живет за их спинами, она снится им по ночам, преследует кошмарами. А на сей раз, она изувечила Сару, подорвавшуюся на мине, которую собирали по кусочкам, и жизнь висела на волоске.

Спектакль начинается с хмурого вечера, через тусклое стекло пробивается сиренево – сизый свет, от чего контуры двух фигур расплываются, только слышен стук костыля и усталые голоса, едва переводящие дух. Постепенно становится ясно: мужчина тащил на себе женщину с загипсованной ногой и шеей, и каждое неловкое движение доставляет ей жуткую боль. Это длится довольно долго, но, отнюдь, не скучно, потому что и Чулпан Хаматова, и Сергей Юшкевич не изображают физическое состояние своих героев, оно как бы является продолжением того, что с ними произошло раньше и происходит сейчас. Здесь, сейчас в своей квартире Сара должна набраться терпения, научиться обслуживать себя и не скулить, а Джеймс - создать нужный комфорт и насколько возможно не вспоминать, что произошло с ними в Сирии.

Но это плохо получается, точнее совсем не получается, так как не имеет ничего общего с романтикой и благородством «Красного креста», скорее это тяжелая работа под пулями и под обжигающими взглядами матерей, закрывающих глаза своим детям. От такой видеоленты в воспаленном мозгу можно сойти с ума, можно спиться, а можно опустить руки, наплевать на все и попытаться начать жить сначала, забыв о самолетах и бронежилетах. Самое же поразительное заключается в том, что знающие друг друга наизусть Сара и Джеймс пытаются оправдать свои действия, главная задача которых заключается в том, чтобы показать правду и донести ее людям, даже если она им нужна. А тут еще масла в огонь добавляет наивная Мэнди (Дарья Белоусова), подружка старого друга Ричарда в гротесковом исполнении Александра Филиппенко, которому надоели умные любовницы, и хочется первозданной чистоты. Пока Мэнди еще разучилась плакать над бедным слоненком, затерявшимся в пустыне, но пройдет какое-то время и она поймет, что эгоизм – лучшее средство от агрессивного мира.

Чистеньким в этом мире невозможно быть, человек вынужден идти на компромиссы, а иногда и на сделку с собственной совестью, что тоже не проходит бесследно. Одним словом, красивая жизнь требует определенных «заповедей», подпорок в смысле уговоров себя. Уговорил себя подчиняться обстоятельствам и куртуазный Ричард, на старости лет ставший отцом, и его бебешечка Мэнди, превратившаяся в заботливую мать. И даже Джеймс Юшкевича, пожертвовав своей любовью к упрямой Саре во имя тихой семейной жизни, которая может сложиться с другой женщиной.

Ни автор пьесы Дональд Маргулис, и режиссер спектакля Евгений Арье, живущий в Израиле, где постоянно идет войны, не думают никого осуждать. Каждый выбирает тот путь, который ему подсказывает сердце. И все же все наши симпатии остаются на стороне Сары в блистательном исполнении Чулпан Хаматовой. Не только потому, что после случившейся с ней трагедии и разрыва с любимым мужчиной она вновь отправляется в горячую точку снимать, рискуя своей жизнь, а значит «платить» по самому высокому счету, но именно она верит, что эти страшные снимки смогут остановить политиков, жаждущих власти за счет гибели другого народа.

Спектакль заканчивается очень тихо, даже буднично. Сара собирает чемодан, укладывает бронежилет и закрывает окно до следующего своего возвращения живой или мертвой. «Современник» в очередной раз доказал, что окружающая жизнь должна вторгаться в театральное пространство и нет ничего такого, что могло бы запретить художникам иметь свой взгляд на существующие проблемы.

Любовь ЛЕБЕДИНА
«Трибуна», 22 мая 2012 года

СКРЫТАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".