Версия для печати
Новые песни о главном
В "Современнике" состоялась премьера
"Сладкоголосых птиц юности"
КириллСеребренников принес в "Современник"
дух времени. Молодой режиссер, успевший удивить
Москву двумя своими спектаклями - "Пластилин"
и "Откровенные полароидные снимки"
- по-настоящему заинтриговал Галину Волчек
и Марину Неелову, рискнувших пригласить его
на постановку, и тем самым открыл в "Современнике"
эпоху "бури и натиска" молодой
режиссуры: прямо вослед Уильямсу свой спектакль
по пьесе Биляны Срблянович выпускает молодая
Нина Чусова
"Дух времени" по Серебренникову
- это, прежде всего пристрастие к табуированным
темам. Он отказался от старого, приглаженного
перевода Виталия Вульфа и с помощью темной,
шаманствующей музы Нины Садур создал собственную
сценическую версию пьесы Уильямса. В ней
история страсти стареющей голливудской дивы
- принцессы Космонополис (Марина Неелова)
и молодого красавца Чайнса Уэйна (его играет
молодой красавец Юрий Колокольников) откровенно
приправлена наркотиками и пороками. Марина
Неелова - холодная дива русского театра -
обнаруживает в этой роли свое оборотное "я":
лирическая тема одиночества аранжирована
здесь резко и эксцентрично, боль разодета
в античные маски.
Античные мотивы вообще оказались существенными
для режиссера и его постоянного соавтора
художника Николая Симонова. Черный шаманский
бубен-солнце, знак страшной судьбы, преследующей
героев, висит в центре сцены, скрывая и открывая
свои жертвы. То и дело в действие вторгаются
и истово камлают любимые Ниной Садур старухи-ведьмы.
Изобретательный Серебренников осуществляет
с ними настоящий эстетский демарш - актрисы
"Современника" завывают и интонируют
со смелостью футуристических забав начала
прошлого века.
Эти старухи-эринии с седыми всклокоченными
волосами - инфернальные лики неосуществленной
юности. Серебренников, подобно музыканту,
обнаруживает и аранжирует важные для Уильямса
темы в сугубо эстетском, символическом плане.
Неосуществленные дары юности - убитая, "выскобленная"
любовь - превращаются в мумии. Почти блоковская
тема возмездия, неисполненной юности сыграна
Нееловой с холодной решимостью. Она играет
сразу двух персонажей - нынешнюю и бывшую
возлюбленную Чанса, кинодиву и провинциальную
вения: "Но имею против тебя то, что
ты оставил первую любовь твою". Возможно,
именно об этом поют сладкоголосые птицы юности
в новом спектакле "Современника".
Алена КАРАСЬ
"Российская газета", 9 декабря
2002
|