МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Биляна Срблянович
МАМАПАПАСЫНСОБАКА

Версия для печати

Краткая энциклопедия

"Современник" становится многообещающим театром. Только недавно я писала о спектакле Серебренникова с изумительной Нееловой - и вот, пожалуйста, новая премьера, на которую всем советую сходить. Не потому, что в ней открываются какие-то глубины, а просто потому, что это веселое, современное, невероятно энергичное и яркое зрелище, сделанное в не отпускающем зрителя ритме. Так у нас мало кто умеет работать, а молодая Нина Чусова, в последнее время стреляющая своими эффектными московскими премьерами со скоростью автоматчика, умеет. Спектакль получился по всем параметрам модный. С музыкой "легкого" электронщика Олега Кострова, огромным экраном, на котором мелькает примитивная и ослепительная компьютерная анимация, с граффити на заборе (не какая-нибудь подделка, а работа мастеров - Баскета и Мангола) и, наконец, молодыми актерами, среди которых есть безусловная звезда - Чулпан Хаматова.

Пьеса молодого сербского драматурга Биляны Срблянович (сейчас очень популярной во всем мире) основана на простой ситуации. Дети играют во дворе. Мальчик и девочка постарше изображают Папу (Галина Петрова) и Маму (Ольга Дроздова), мальчик помладше - Сына (Чулпан Хаматова), а кроткую больную девочку заставляют быть собакой (Полина Рашкина). Понятно, что в детской игре выстраивается гротескная модель взрослой жизни: семьи и окружающего мира. Взрослым сыграть детей, которые изображают взрослых, непросто. Естественно, все перебарщивают и путаются в возрастах. Например, Мама, которой по тексту должно быть лет 10-11, кажется пятилетней: Дроздова захлебывается в бессмысленной болтовне, таращит глаза и ставит ноги в огромных туфлях носками внутрь. Точна только Хаматова, которая действительно выглядит восьмилетним мальчишкой, шагающим вразвалку, хрипловатым, смешно грассирующим, произносящим слова с солидной оттяжкой. Это будущая гроза двора, а потом и округи: упрямый, сметливый, дерзкий и нежный.

Драматург хотела сказать обо всем, перечислить все "язвы общества" и не могла придумать для этого способ эффектнее, чем детская игра. В играх детей из ее пьесы последовательно отражаются: насилие в семье, унижение женщины, политическая демагогия, безработица, уход от налогов, терроризм и криминальная обстановка, шоу-бизнес, развод родителей с разделом имущества, ремонт машины и, наконец, эмиграция выросших детей, оставляющих стариков дома. Лихая пьеса, написанная про разрушенную, послевоенную Сербию, превратилась в краткую энциклопедию любой "постдиктатурной" и постсоветской жизни. Правда, в отличие от энциклопедии у драматургического произведения должен быть эффектный финал. Чтобы завершить пьесу. Срблянович воспользовалась запрещенным приемом: в последние минуты действия выясняется, что больная девочка недавно случайно подорвала родителей гранатой. В страхе дети начинают наперебой умолять, глядя куда-то вверх: мама, папа, я не буду больше грубить, воровать сигареты, просить кроссовки, громко смеяться, терять ключи, мешать вам жить - только не умирайте! На этом и заканчивается спектакль. Зал, только что хохотавший, в одну минуту начинает хором рыдать. Рядом со мной солидный немолодой мужчина заливался буквально струями слез, как клоун. А что прикажете делать, получив под дых?

Впрочем, сходить на спектакль все равно советую.

Дина ГОДЕР
"Еженедельный журнал", 4 февраля 2003

МАМАПАПАСЫНСОБАКА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".