МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Биляна Срблянович
МАМАПАПАСЫНСОБАКА

Версия для печати

Породнились

Вновь "Современник" пытается стать современным. Вербует молодых и модных режиссеров. После успешной "Сладкоголосой птицы юности" Кирилла Серебренникова вышел спектакль "Мамапапасынсобака" по пьесе "Семейные истории" сербского драматурга Биляны Сбрлянович в постановке Нины Чусовой.

"Клево! Потому что жизнь сурова". Так поют дети, которых играют взрослые актрисы. И играют клево, и жизнь, в которую они играют - сурова. Хотя, что перед нами дети, понимаешь не сразу. Подумаешь, детская площадка. Ну, игрушками забавляются. Едят кашу из песка. Мало ли куда заведет театральная условность! Может, это все должно обозначить проблему всеобщего инфантилизма.

На большом экране слева мелькают какие-то неведомые звери, фигурки разноцветные. С горки - такой, какая обычно устанавливается на детских площадках - скатывается иногда Чулпан Хаматова. Ее и не признаешь сразу в ушастом, юрком мальчике с кепкой козырьком назад. Бурчит что-то Папа (Галина Петрова), которому все велико - и брюки, и галстук, и пестрая рубашка.

А герою Хаматовой велики уши. Пропорции несуразны. Пол героев сходу и не определишь. Да и незачем.

Чулпан Хаматова, Галина Петрова, Ольга Дроздова и Полина Рашкина играют в детей, играющих взрослых. Этот театральный многослойный пирог, изготовленный сербским драматургом Биляной Срблянович и одной из самых талантливых молодых режиссеров Ниной Чусовой, очень аппетитен. И играть можно взахлеб - текст предлагает актерам несколько уровней существования.

Все здесь, как в детской игре, ненавязчиво, полно капризов и превращений. Один сюжет сменяет другой. Дети играют: надоело, перестали, отдохнули, поели песочной каши, поссорились, помирились, решили родить дочку. И вот она уже взрослая, требует мобильный, а сынок угрожает поджечь дом, если ему не купят кроссовки. Папа плюнул в сына, сын нагрубил папе, и они лихо запели: "Отец тебя отлупит и прибьет, а брат тебя воще пропьет". И, попев, вновь входят в роли - девочка Надежда (Полина Рашкина) становится собакой, мальчик Воин - хамоватым папой, а Милена Ольги Дроздовой - мамочкой, немного истеричной, чуть-чуть капризной, но неизменно равнодушной. В актрисах, играющих детей, нет пошловатого тюзовского налета - когда взрослые дяди и тети пытаются убедить нас, что они мальчики и девочки, наивные и игручие.

В этой игре - когда папа заставляет сынка учить английский, потом выясняет, что тому уже сорок лет, тут же об этом забывает, называет "лопоухим пидором" - конечно, нет правил. И один закон - полное беззаконие.

Зритель, если заблагорассудится, может отыскать в этом театральном празднестве зоны серьезности, увидеть, как дети копируют взрослых, как бессознательно впитывают все, что видят и слышат во взрослом мире. По сцене снуют мистер террорист и мистер киллер, и слышна словесная каша: "демократ, либерал, садист, мазохист" и т.д.

Но, конечно, эта мысль не сегодня возникла, и не стоит из-за нее спектакль городить. Ценно другое: здесь, на мой взгляд, показан образ современного человека, уже не ребенка, но и совсем не взрослого. Который, следуя своим желаниям, как порывам ветра, несется то в одну, то в другую сторону. И которого совсем не смущает парадоксальная смена своих желаний и стремлений.

Имморализм взрослых, обаятельный, непосредственный, был показан Ниной Чусовой в спектакле "Герой" в РАМТе. Там объявляли героем отцеубийцу, а того, кто не удосуживался стукнуть папу по голове мотыгой, считали недостаточно пикантным; персонажи меняли своих возлюбленных на коров и каких только мерзостей не делали, но все с шармом, весело и вкусно. Это был такой маленький детский садик для взрослых, лишенный воспитателя, уютный и милый. Моральных границ преступить было невозможно, поскольку их и в помине не было, и вопросами Раскольникова никто не задавался. В спектакле "Мамапапасынсобака" дети перенимали повадки взрослых, играли в киллеров и террористов. Но меньше всего режиссер преследовал какие-то назидательно-воспитательные цели. В двух спектаклях Нины Чусовой - "Герой и "Мамапапасынсобака" клоунада оказывалась единственным способом серьезного высказывания.

Ирония - последнее прибежище пафоса, простота - последняя надежда сложности. Кто решится сейчас, со сдвинутыми бровями, с дрожью в голосе, вещать какие-то истины? Только весело, в игре, не подавая ничего в лоб, а, намекая, не насилуя публику своими выводами, или, что случается все чаще, неврозами и фобиями. "Мамапапасынсобака" - пример того, как серьезность возникает из такого пустяка, как детская игра. Все поиграли и получили удовольствие. И, надеюсь, зритель тоже.

Артур СОЛОМОНОВ
"Газета", 14 января 2003

МАМАПАПАСЫНСОБАКА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".