МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Михаил Кононов
ГОЛАЯ ПИОНЕРКА

Версия для печати

Неюбилейная война

Кирилл Серебренников, режиссер премьерной «Голой пионерки» в театре «Современник», предупреждает сразу: «Любителям эротических жанров следует обращаться в другие места. Это спектакль про войну. Это жизнь русской души».

    •  Больно очень. Врезается – жуть! Даже говорить мешает. Может быть, есть какой-нибудь гель обезболивающий?
На протяжении всей репетиции Чулпан Хаматова летает. С помощью цирковой подвески, тонкие капроновые веревки которой больно врезаются в тело. Но жалобы не мешают актрисе снова и снова проделывать невероятные трюки. Ведь для ее героини Маши Мухиной боль – дело привычное.
Говорят, в свое время наборщики, увидев рукопись «Голой пионерки» Михаила Кононова (по этому роману и поставлен спектакль), отказывались работать: им история девчонки, сбежавшей на войну и превратившейся в полковую подстилку, показалась святотатством.
    •  Многим и сейчас так кажется, - рассказывает Кирилл Серебренников. – Три года я предлагал этот материал в разные театры, но то артистки не было, то технические условия не подходили, то просто боялись взяться. А в «современнике» все сошлось. Проект поддержала сама Галина Волчек. Хотя и здесь есть люди, которые сразу сказали: «Мы сделаем все, чтобы спектакль не вышел». Не так все просто. Кононов разрушает какие-то стереотипы, связанные в нашем сознании с темой Великой Отечественной: как к ней подходить, в какой форме, что такое патриотизм. Для меня патриотизм – это «Нет войне!».

Люди просто не должны друг друга убивать, и все. Не важно, русские люди или немецкие. В патриотизме меньше должно быть звериного рыка. Помните знаменитую фразу Воннегута: «Когда страна начинает убивать своих детей, она называет себя Родиной»? На самом же деле «Голая пионерка» - это история русской души.

    •  Я взялась за инсценировку исключительно по просьбе Кирилла, - признается известный драматург Ксения Драгунская. – Многословный стилизованный монолог, крайне сумбурная речь, где намешана лексика совершенно разных эпох. Превратить все это в сценический текст было для меня, как для профессионала, любопытным упражнением.
    Но мне важно было это сделать и как гражданину. Роман Кононова – эпическое произведение о войне, стоящее в том же ряду, что «Судьба человека» и «Иваново детство». И мне захотелось поговорить о войне вот в каком ключе: ребенок и катастрофа. Мы изменили композицию, постарались прописать очень простую, доходчивую, трогательную историю. Такую советскую народную сказку, если хотите.
    •  Сказку о советском рае, - подхватывает Серебренников, - с его жесткой иерархической структурой, где есть высшее божество, ангелы, архангелы. Частью советского мифа был и советский цирк. Потому-то фильм Александрова «Цирк» и стал символом эпохи. Цирковая тема есть в романе. Отсюда – наши попытки сделать спектакль в сложном синтетическом жанре музыкального театра-цирка, мистериальной феерии. В общем. Постановка для современной публики, которая любит хороших артистов, имеет вкус к хорошей, умной, терпкой литературе. У нас будет честное представление. Все без страховки, вживую и – по живому. Музыку Александра Маноцкова тоже вживую будут играть музыканты, собранные из разных ансамблей специально для этого проекта. Спектакль требует огромной отдачи от всех исполнителей, но главным образом от Чулпан Хаматовой. Если роль такого уровня сыграть чисто и правильно, то непонятно, что можно играть дальше. Но Хаматова… Это невероятное существо, посланное нам. Именно так я к ней и отношусь.

 

Елена ГРУЕВА
«Ваш досуг», 28 февраля – 6 марта 2005 года

 

ГОЛАЯ ПИОНЕРКА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".