МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
А.С. Грибоедов
ГОРЕ ОТ УМА

Версия для печати

Дым Отечества густ — дрова сырые

«Горе от ума» в «Современнике»

Римас Туминас (постановщик замечательной «Марии Стюарт» с Мариной Нееловой и Еленой Яковлевой и меланхоличного «Ревизора» с Сергеем Маковецким, главный режиссер Малого Вильнюсского драматического с его знаменитыми спектаклями «Маскарад» и «Мадагаскар», новый худрук вахтанговцев) поставил «Горе от ума» на Чистых прудах, выполняя давнюю договоренность с «Современником».
Декорация Адомаса Яцовскиса уже вошла в язык театральной Москвы: в центре дома Фамусовых — высокая белая печка-голландка. Она похожа на колокольню Ивана Великого. Благо и Иван Великий (вкупе с ближней церковью Вознесения) похож на исполинскую кремлевскую печь.
…Отсюда танцуем. Здесь — домашний очаг Москвы. Отсюда, из бронзовой печной дверцы, валит дым Отечества. Со стремянки, к печке приставленной («со своей колокольни», видимо), кричит монологи Чацкий (Иван Стебунов). А за ним на ту же гражданскую трибуну поспешает и Репетилов (Илья Древнов).
Печка — теплая от какой-то пушкинской домашности метафора Родины.
Внизу, натурально, поленница березовых дров. Вверху медленно проплывает белый, из бумаги склеенный самолетик. То ли карета Чацкого, то ли ясный сокол с парада Осоавиахима на Красной площади. А может, Матиас Руст. Или самоновейшее навороченное чудо сырьевой корпорации.
Благо «Горе от ума» у нас в любые времена живее всех живых.
В томике Грибоедова — без вопросов. На театре — как получится…
В «Современнике» удался Молчалин. Владислав Ветров был зван в труппу перед премьерой «Бесов» Анджея Вайды — на роль Николая Всеволодовича, гражданина кантона Ури и Иван-царевича русской революции. Но его Молчалин, право, куда интереснее его Ставрогина! Тертый, жилистый, он вышел из таких бараков и переделок, что муки Чацкого и страсти Софьи кажутся ему лепетом балованных детей. Балованных детей Алексей Степаныч не любит: это классовое.
Но и он уж почти вышел в люди! Знаком с Татьяной Юрьевной (а Чацкий — нет: и скромное торжество в голосе Молчалина-наставника отлично сделано Ветровым). Прикупил (в Articoli?) аксессуары: по средствам, конечно, но лиха беда… И монолог про «с духами скляночку — резеду и жасмин» становится «горячей точкой» спектакля. Здесь и видишь: текст скорее жив, чем мертв.
Сергей Гармаш — Фамусов. Этот туз — «из солдатских детей»: наши советские-постсоветские Фамусовы обычно именно такой природы. (Хотя и «век Екатерины» оставил их на Москве предостаточно. И право, не самых стыдных.) Гармаш узнаваем: синий стеганый шлафрок с драным овчинным тулупом поверх (костюм Фамусова в первом акте) пришлись ему по плечу. При всем грубоватом здравомыслии, торжествующем солдафонстве простодушного вельможного служаки он приводит на память слова В.В. Розанова: «Конечно, не Пестель-Чацкий, а Кутузов-Фамусов держит на плечах Россию. Чацкий ничего решительно не держит на плечах, кроме эполет и самолюбия».
И особо он хорош в придуманной Туминасом интермедии: гостей II акта развлекает крепостной театр. Лиза и Петруша в смоляных париках играют уморительную зверскую пантомиму на мотив новомодного романса «Черная шаль». Фамусов в ореховых ампирных креслах болеет «за своих ребят» всей душой — ну точно Брежнев на хоккее, право. Сцена смешна и тепла — под стать печке.
Но на этих вспышках спектакль не держится. Ведь «Горе от ума» — точно часы: все бронзовые колесики четко сцеплены. Фамусовы вызывают к жизни Чацких, за ними несутся на метле Репетиловы… а коль уж так — запросишь стабильности и у полковника Скалозуба. Эта логика из действа ушла. Иная не появилась. И «романтическая линия» невнятна: игра красавицы Софьи (Марина Александрова) и Чацкого—Стебунова — явная причина тому. В печке-голландке лихо трещат березовые дрова. Но, кажется, оттого и дым Отечества столь густ, что настоящей тяги у печки нет. Возможно, клали ее из сырого кирпича. Наспех.
Впрочем, какое блестящее общество смотрело в доме Фамусова пантомиму «Черная шаль»! В Москве-2007 бомонд ничуть не хуже. Он и заполнит кресла.

Елена ДЬЯКОВА

«Новая газета», 17 декабря 2007 года

ГОРЕ ОТ УМА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".