МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Александр Володин
ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ

Версия для печати

Один вечер для дуэта

Люди бывают очень смешны, когда откладывают счастье на 17 лет

Пьеса Александра Володина "Пять вечеров" в исполнении двух лучших актеров театра Елены Яковлевой и Сергея Гармаша - беспроигрышный вариант для юбилейного для "Современника" сезона. Этот актерский дуэт уже хорошо сложился как некое художественное целое. И если театральные гурманы обычно ходят посмотреть на любимых актеров, то можно с уверенностью сказать, что удовольствие от слаженного дуэта двух звезд восхищает вдвойне. Пара Яковлева - Гармаш запомнилась еще по спектаклю "Бесы", где их исполнение ролей брата и сестры Лебядкиных - просто актерский Монблан в многофигурной композиции мэтра режиссуры Анджея Вайды.

Пьеса Володина - удачный выбор. Она такая, казалось бы, простая, бесхитростная, но в то же время емкая. На самом деле хорошо разыграть простую и бесхитростную историю о любви, о судьбе рискует не каждый театр. Здесь сложнее удивить зрителя, который искушен наворотами современной драматургии, эффектными мизансценами модных режиссеров, дизайнерскими костюмами, которые сегодня стали чуть ли не самоцелью многих постановок. А здесь все просто: он и она, встреча двух людей после 17 лет разлуки, их осознание своей любви и принадлежности друг другу, разговор о личностной состоятельности, о счастье, о правильном выборе и о необходимости исправить ошибку.

История разыграна так мощно и чисто, что в финале, когда все-таки разворачивается этот ожидаемый и горький хеппи-энд, зрительницы хлюпают носом и достают из сумочек батистовые платочки - почти забытый аксессуар завзятых театралов. Это именно тот спектакль, на котором испытывают одинаково сильные чувства и высоколобый интеллектуал, и мотальщица из прядильного цеха.

Он и она. Все просто и невероятно сложно в их пути к счастью. Их разделила война, а после войны Александр Ильин хотел прийти к своей возлюбленной в полном смысле героем, увенчанный лаврами, на белом коне. Но с этим оказались проблемы. Химический институт не окончил из-за своего неумения пойти на компромисс, в спорте тоже оказались свои бои без правил, и там, по большому счету, он не сделал карьеры. Да, именно карьеры, это слово давно вертелось на языке.

Карьера - это культ современного человека. Не секрет, что сегодня для многих состоятельность исчерпывается исключительно карьерными успехами. Сегодня если ты не сделал карьеры - ты неудачник. Но драматург раскрывает нам иные грани человеческой состоятельности: умение любить, дружить, быть в ладу со своей совестью. Замечу кстати, что некоторым критикам пьеса Володина, а вслед за ней и спектакль в целом показались архаичными. Но это лишний раз подтверждает актуальность и пьесы, и спектакля. И то, что "Современник" угадал какой-то болевой нерв сегодняшнего дня.

Спектакль "Пять вечеров" - это спектакль на вырост. Я уверена, что актеры будут находить все новые краски для своих персонажей. И уже сейчас мне любопытно: каким спектакль будет через полгода, через год? Мне кажется, что он будет только лучше, как хорошее вино.

Обаятельного "неудачника" Сергей Гармаш играет сдержанно, но мощно, нигде не впадая в сентиментальность. Он играет не саму любовь, а какое-то неуловимое счастье находиться рядом с любимым человеком. И за этими нюансами счастья следит невероятно интересно. Вот они с Тамарой катаются на катке. Надо сказать, что актеры в коньках вполне натурально умудряются скользить по авансцене. Ильин не поедает глазами свою спутницу, как принято изображать любовь вульгарного толка. Он счастлив и от этого катка, и от чудесного дня, и от общения с симпатичными людьми.

Просто это счастье умножено вдвое оттого, что рядом - она. Вот он учит боксу племянника Тамары. Он получает удовольствие от этого процесса, но вдвойне оттого, что скоро придет она. Хэппи-энд еще далеко, но эти флюиды счастья накрывают зрительный зал с головой.

Накрывают они и Тамару. Поначалу она мерзла и куталась в бесформенную кофту, но потом достает из своего гардероба женственные платья. И невольно кажется, что она уже согрелась. В лучах счастья, как пишут в банальных любовных романах… Актриса Елена Яковлева пользуется острохарактерными и комедийными штрихами, чтобы не впасть в дешевую мелодраму. Однако она нигде не копирует рисунок роли Людмилы Гурченко в известном фильме.

Хотя трудно удержаться от сравнения - настолько памятен тот замечательный фильм. "Зачем ты целуешь мои руки? Они же грязные!" - в этой финальной сцене объяснения героев память просто подсказывает интонации голоса Гурченко. Однако актриса сумела найти свои интонации для этой сцены. Ее Тамара более мягкая и женственная, а временами более смешная.

Вообще режиссер Александр Огарев не поскупился на комедийные сцены в этом спектакле. Ведь люди бывают очень смешны, когда откладывают свое счастье на целых 17 лет!

Марина КВАСНИЦКАЯ

"Россiя", 18 мая 2006 года

ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".