Версия для печати
В доме престарелых ей не место
Актрис уровня Марины Нееловой сегодня, да
и всегда, немного. Так немного, что хватит
пальцев одной руки. А может, еще и останется.
В этих редчайших случаях не идет речь о профессионализме
или об актерской технике. Термины тут другие:
отчаянная смелость и яркость игры, мощь темперамента,
сила воздействия на зрителя.
Неелову отличают подлинное бесстрашие и хорошее
актерское любопытство, однажды столь удачно
заведшее ее в спектакль Римаса Туминаса по
трагедии Шиллера. Знаменитый литовский мастер
завораживающего, устрашающего и ироничного
метафорического театра создал с ней необыкновенную
королеву Елизавету, страдающую и властную.
Через пару сезонов после литовской прививки
"Современник", один из самых консервативных
на сегодняшний день театров Москвы, решился
на эксперимент с модной молодой режиссурой.
Представитель плеяды новых режиссеров Кирилл
Серебренников прославился постановками по
пьесам, написанным в нынешнем столетии, ну,
в крайнем случае, в последние годы предыдущего.
Он привел на театральные подмостки очень
трудных подростков, торговцев собственным
телом, некрофилов и прочих нетрадиционных.
И вот, впервые на памяти московских театралов
взялся за классика XX века - Теннесси Уильямса.
Для актрисы и примы Марины Нееловой это был
несомненный риск. От этого режиссера, ценителя
злободневной современности и знатока язв
общества, трудно было ждать чего-то гламурно-бенефисного.
И действительно, Серебренников сполна вернул
пьесе Уильямса, которую традиционно ставят
для прим в опасном возрасте, грубость, резкость
и безжалостную точность формулировок, сильно
приглаженные привычным нам переводом, и основательно
усугубил их собственными дополнениями (в
программке указано: "сценическая версия
по мотивам пьесы"). Кроме того, к пьесе
прилеплены бредоватые тексты, вышедшие из-под
пера драматурга Нины Садур.
История стареющей кинозвезды, шикарной светской
дамы, путешествующей под псевдонимом Принцесса
Космонополис и заглушающей тоску по ушедшей
юности выпивкой, наркотиками и молоденькими
мальчиками, неожиданно перенесена в некий,
видимо, метафизический дом престарелых. Его
обитательницы, похожие на шекспировских ведьм,
произносят глубокомысленные прологи, диалоги
и монологи, обсуждают героев, поют, стирают
и вроде бы даже ворожат.
Мотивы столь необычного перемещения, в общем,
ясны: юность неумолимо покидает героиню,
и подступающая старость предъявляется ей
и зрителю в самом наглядном и отталкивающем
обличии. Поэтому же Неелова, кроме величавой
актрисы, играет и вторую женскую роль - маленькой
старушки, чья молодость была загублена из-за
неудачного аборта.
Режиссер несколько отступил от своей привязанности
к самым болезненным и уродливым проявлениям
жизни. Но главное, что себе не изменила Марина
Неелова. На не ее игры блекнет большинство
замысловатых и изобретательных постановочных
ходов. Ее актерская работа - безусловное
событие сезона. В условиях актуальной молодой
режиссуры выступила безупречно.
Мария ЛЬВОВА
"Вечерний клуб", №49, 2002
|