МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Теннесси Уильямс
СЛАДКОГОЛОСАЯ ПТИЦА ЮНОСТИ

Версия для печати

В доме престарелых ей не место

Актрис уровня Марины Нееловой сегодня, да и всегда, немного. Так немного, что хватит пальцев одной руки. А может, еще и останется. В этих редчайших случаях не идет речь о профессионализме или об актерской технике. Термины тут другие: отчаянная смелость и яркость игры, мощь темперамента, сила воздействия на зрителя.

Неелову отличают подлинное бесстрашие и хорошее актерское любопытство, однажды столь удачно заведшее ее в спектакль Римаса Туминаса по трагедии Шиллера. Знаменитый литовский мастер завораживающего, устрашающего и ироничного метафорического театра создал с ней необыкновенную королеву Елизавету, страдающую и властную.

Через пару сезонов после литовской прививки "Современник", один из самых консервативных на сегодняшний день театров Москвы, решился на эксперимент с модной молодой режиссурой. Представитель плеяды новых режиссеров Кирилл Серебренников прославился постановками по пьесам, написанным в нынешнем столетии, ну, в крайнем случае, в последние годы предыдущего. Он привел на театральные подмостки очень трудных подростков, торговцев собственным телом, некрофилов и прочих нетрадиционных. И вот, впервые на памяти московских театралов взялся за классика XX века - Теннесси Уильямса.

Для актрисы и примы Марины Нееловой это был несомненный риск. От этого режиссера, ценителя злободневной современности и знатока язв общества, трудно было ждать чего-то гламурно-бенефисного. И действительно, Серебренников сполна вернул пьесе Уильямса, которую традиционно ставят для прим в опасном возрасте, грубость, резкость и безжалостную точность формулировок, сильно приглаженные привычным нам переводом, и основательно усугубил их собственными дополнениями (в программке указано: "сценическая версия по мотивам пьесы"). Кроме того, к пьесе прилеплены бредоватые тексты, вышедшие из-под пера драматурга Нины Садур.

История стареющей кинозвезды, шикарной светской дамы, путешествующей под псевдонимом Принцесса Космонополис и заглушающей тоску по ушедшей юности выпивкой, наркотиками и молоденькими мальчиками, неожиданно перенесена в некий, видимо, метафизический дом престарелых. Его обитательницы, похожие на шекспировских ведьм, произносят глубокомысленные прологи, диалоги и монологи, обсуждают героев, поют, стирают и вроде бы даже ворожат.

Мотивы столь необычного перемещения, в общем, ясны: юность неумолимо покидает героиню, и подступающая старость предъявляется ей и зрителю в самом наглядном и отталкивающем обличии. Поэтому же Неелова, кроме величавой актрисы, играет и вторую женскую роль - маленькой старушки, чья молодость была загублена из-за неудачного аборта.

Режиссер несколько отступил от своей привязанности к самым болезненным и уродливым проявлениям жизни. Но главное, что себе не изменила Марина Неелова. На не ее игры блекнет большинство замысловатых и изобретательных постановочных ходов. Ее актерская работа - безусловное событие сезона. В условиях актуальной молодой режиссуры выступила безупречно.

Мария ЛЬВОВА

"Вечерний клуб", №49, 2002

СЛАДКОГОЛОСАЯ ПТИЦА ЮНОСТИ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".