МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Михаил Кононов
ГОЛАЯ ПИОНЕРКА

Версия для печати

Житие пионерки

Двенадцать лет скиталась по издательствам рукопись романа Михаила Кононова «Голая пионерка, или Секретные сны генерала Зукова». Режиссеру Кириллу Серебренникову, давно мечтавшему воплотить этот текст на сцене, повезло больше: не прошло и четырех лет, как его ласково приняла недавно открытая Другая сцена театра «Современник». Спектаклю «Голая пионерка» уже пророчат судьбу одной из главных премьер сезона. В главной роли – любимица публики Чулпан Хаматова, она сыграет полковую проститутку и юродивую советской эпохи в одном лице.

Михаил Кононов, автор романа
Трудно сказать, что более всего смущало издателей в романе Кононова, но свой путь к публикации писатель буквально выстрадал. Потом было единодушное признание критики, бесплодные номинации на все престижные литературные премии (роман, как правило, не доходил и до шорт-листа) и, наконец, Франкфуртская книжная ярмарка, где «Голую пионерку» объявили предвестием нового расцвета русской литературы. Сейчас Кононову 55 лет, он осел в Германии, где его почти канонизировала немецкая критика.

Ксения Драгунская, автор инсценировки
Проблема в том, что текст Кононова практически не содержит прямой речи. По сути, это внутренний монолог безумной полковой проститутки, замешанный на всех казусах русского советского языка. Такой монолит текста потребовалось расчленить, чтобы получить драматургию. Примечательно, что за дело взялась именно Драгунская – светлый, почти детский драматург.

Александр Маноцков, автор музыки
Питерский музыкант Александр Маноцков талантлив и разносторонен, пишет оперы, руководит церковным хором и музыку к спектаклям делает не первый год. Работая над спектаклем в «Современнике», он переложил для трио баритонов русские духовные стихи. Музыкальное оформление впрочем, этим не ограничится. Наряду с почти православными песнопениями зазвучат музыка Рихарда Вагнера и мелодии Исаака Дунаевского из стратегически важного для спектакля фильма Александрова «Цирк».

Кирилл Серебренников, режиссер
В 2001 году он приехал из Ростова покорять Москву. Сегодня Серебренников – самое громкое имя театральной тусовки столицы. Парадокс налицо: он ставит неоднозначные спектакли – но все прочнее укрепляется на вершине театрального Олимпа, скандалит – но с каждым скандалом становится все маститее.

Театр «Современник», актеры
Во-первых, все актеры, кроме Чулпан, играют по несколько ролей – такова задумка режиссера. Во-вторых, в программке спектакля довольно много дебютантов, на которых возлагают большие надежды. Дебют у Серебренникова – мечта каждого новичка: режиссер наделен потрясающим талантом делать звезд. Чего стоит один стремительный взлет молодого актера Юрия Чурсина, сыгравшего Буланова в мхатовском «Лесе» Серебренникова. Среди дебютантов – брат Чулпан Хаматовой Шамиль Хаматов. Из прошлого спектакля Серебренникова в этом театре («Сладкоголосая птица юности» в новую постановку «перешел» только один актер – Максим Разуваев.

Чулпан Хаматова, Муха (главная героиня)
Она же Маша Мухина, она же святая. В романе Кононова пионерка, которая ложится под горячие тела советских солдат, достигла возраста Джульетты – ей едва исполнилось четырнадцать. Но зрителя «Современника» дразнить детской порнографией не будут. Хаматова демонстрирует не буйство плоти, а безумие духа, задавленного пластами идеологий. Задача серьезная, поскольку образ главной героини и создает смысловую ткань романа.

От премьеры на Другой сцене «Современника» можно ждать многого. Этот спектакль не продиктован ностальгией. Не навеян новой драматургией. Не бросается актуальными политическими высказываниями. Серебренниковым вновь движет любовь к советской эпохе – мучительное любопытство наследника к делам взрослых. Но в «Голой пионерке» совмещены сразу несколько опытов, несколько дискурсов – советский и экзистенциальный, православный и народный, мифологический и фольклорный. Режиссер предполагает, что такое смешение и есть зачаток сегодняшней действительности, и готов дать ему зазвучать многими голосами. Пройдя полный круг, через четыре года режиссер возвращается к тому, с чего начинал в «Пластилине», - к эпосу.

 

Лиза БИРГЕР
«Досуг&Развлечения», 24 февраля – 6 марта 2005 года

ГОЛАЯ ПИОНЕРКА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".