МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Всеволод Бенигсен
ГенАцид. Деревенский анекдот

Версия для печати

Смешные ужасы просвещения

14 июля в театре «Современник» состоялся последний открытый предпремьерный прогон нового спектакля «ГенАцид. Деревенский анекдот».
Его создатели, Нана Абдрашитова (художник спектакля) и Кирилл Вытоптов (режиссер-постановщик), взяли за основу роман Всеволода Бенигсена «ГенАцид» и решили сделать на его основе комедию, задействовав почти всю молодую труппу «Современника».
Официальная премьера ожидается этой осенью, так что у любителей театра есть время подумать – идти или не идти. Если вас всё-таки интересует, почему слово «генАцид» написано через «а» и причём тут «деревня» – сейчас расскажем…


«Хрень только по воскресеньям и случается!»

Итак, последние предновогодние недели в обыкновенном русском селе Большие Ущеры. Размеренная, тихая жизнь: утром работа, вечерами гармоничное чередование самогона и мордобоя, свои провинциальные страсти, интриги, сплетни, радости и печали.

Вот, например, Антон Пахомов (Илья Древнов) мечтал стать великим историком, но чересчур радикальная диссертация угробила его московскую карьеру. Так и оказался он заведующим библиотекой в захудалом посёлочке, глубоко женатый, но не без надежды на триумфальное возвращение в столицу.

Так бы и погасли все надежды и мечты Антона под напором самогона и суровой реальности, если бы в одно воскресенье не пришло в Большие Ущеры извещение от самого президента о всероссийской программе «ГЕНАЦИД» (Государственная ЕДиная НАЦиональная Идея).

Ущерцам торжественно объявили: «В последнее время в связи с растущей опасностью дестабилизации обстановки в нашей стране, как изнутри, так и извне, возросла потребность общества в консолидации вокруг общенациональной идеи». В связи с этим, всех жителей обязали выучить наизусть произведение русской классики и сдать экзамен «на знание оного». В общем, как заметила сельская продавщица Танька (Елена Козина): «Хрень только по воскресеньям и случается!»

В Малых Ущерах начинается «ГЕНАЦИД» – размеренное существование сельчан омрачено «великой и ужасной» русской литературой. Кто-то не переносит стихи, как будущий студент Митя Климов (Евгений Павлов), кто-то не понимает Чехова, как начальник склада Серёга Сериков (Дмитрий Смолев) а кто-то, как, к примеру, таджик Мансур (Рашид Незаметдинов) вообще почти не умеет читать. Положение отчаянное – жители негодуют и протестуют, но, под страхом денежного штрафа и ареста в случае провала на экзамене, принимаются за книги.

Один библиотекарь Антон воодушевлён этим событием – во-первых, он надеется на повышение уровня образования среди односельчан, на возрождение ущерской духовности и самосознания. Ну, а во-вторых, это замечательный материал для диссертации, которая поможет ему выбраться в Москву. Антон начинает активно заниматься просветительской деятельностью...

На протяжении спектакля жители Больших Ущер проходят нелёгкий путь от неприятия и раздражения до понимания и даже любви к литературе! На глазах у зрителя люди начинают говорить цитатами из классиков, вести философские беседы и переосмыслять свою жизнь.

Казалось бы, красота – программа действует… Но не тут-то было. Оказывается, что «ГЕНАЦИД» – лишь эксперимент, который решили опробовать пока только на одном селе, а его результаты настолько испугали тех, кто его затеял, что решено всю программу срочно сворачивать, буквально, по рецепту Фамусова из комедии А.Грибоедова «Горе от ума»: «Зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь».

«Горе от ума» сельского масштаба

Можно забрать книги и даже спалить библиотеку, только то, что уже сделала литература с жителями Больших Ущер, не исправить… И тут «выползает» множество вопросов: Неужели реально бывает «горе от ума»? А стоит ли омрачать беззаботное существование развитием интеллекта? Да и нужны ли умные и сознательные граждане государству? Над этими и многими другими проблемами предлагает задуматься зрителям эта пьеса.

Начинается спектакль «ГенАцид. Деревенский анекдот» как заправская комедия – зал хохочет, герои «отжигают», не забывая приправлять реплики «живым народным языком». (Чего только стоят причудливые фразеологические обороты Гришки-плотника (Евгений Матвеев): «Эээх, мля, фуё-моё, кабы, ёпт, сырок плавленый фуячить мог, так и киздоболить не об чем было».)

Но, чем дальше заходит эксперимент, тем более трагичной становится атмосфера. Всё ещё весело, но это уже смех сквозь слёзы… И, самое печальное, что в подопытных жителях Больших Ущер мы начинаем видеть себя…

Желающих посмеяться и подумать – милости просим осенью на премьеру спектакля «ГенАцид. Деревенский анекдот».

Настасья ВЫГОВСКАЯ
Студенческая газета Gaudeamus, 15 июля 2012 года

ГенАцид. Деревенский анекдот
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".