МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
А.Н.Островский
ГРОЗА

Версия для печати

Любите ли вы театр, как любит его сами знаете кто

«Отчего люди не летают так, как птицы?» Этим вопросом артисты озадачили политбомонд, побывавший на премьере «Грозы» в театре «Современник» вместе с Путиным.

Культурное чутье

То, что Путин с супругой пришли на премьеру «Грозы», неудивительно: ее же поставила та самая молодая хулиганистая постановщица Нина Чусова, о которой столько говорят. Ну следят люди за театральным процессом. Правда, и за ними следят.

Стоит появиться Путину на культмероприятии, как оно странным образом оказывается культовым для толпы политпаломников. Вот и тут: интерес к Островскому проснулся в Аркадии Вольском и Павле Бородине, назавтра на спектакль примчались опоздавшие экс-премьеры Евгений Примаков и Михаил Касьянов. И пока, надо заметить, Касьянов не расцеловал Аллу Пугачеву и не кивнул Максиму Галкину, второй акт не начался.

Отметать их право на беспокойное культурное чутье ни к чему. Да и явка была необязательна. Но…в некоей сатире Свифта «ученые» предлагали для ясности вместо слов и фраз указывать рукой на предмет, о котором речь. А нашему политбомонду и рукой не надо (ну мизинцем разве что). Хватит нюха на закон высшего искусства. Ну и любви к Островскому, кстати, почему нет?

Конфликт под пыткой и над бездной

…Катерина – Хаматова, поскользнувшись в какой-то луже, чертыхается: отчего люди не летают так, как птицы? Но собственно сам классический монолог позже произнесет не она, а противная свекровь Кабаниха – Яковлева. В этом спектакле они, в сущности, птицы одного полета. Только Кабаниха подрезала себе крылья, подчинившись «моральным устоям» и общественным правилам. А Катерина аж шипит по-змеиному оттого, что не хочет, как все, не хочет правил. Современная девочка. Да тут в городке Калинове все продвинутые.

Отдается Борису (Юрию Колокольникову) в голубятне, стоящей на сцене: голуби воркуют, окна в трехэтажном каменном мешке распахиваются, сквозняк пробирает…Красиво, аж жуть. И в финале – Кабаниха застыла как статуя, а Катерина на веревочной лестнице зависает между небом и землей. Совсем, кстати, по Добролюбову, оценившему «протест, провозглашенный под данной пыткой и над бездной…» (Сюр такой: под пыткой и над бездной)

Только отчего так стенала Яковлева, отчего фыркала и страдала Хаматова, если «устои» и табу нынче – как голуби – разлетелись, будто и не нужны были вовсе?

Политбомонду есть над чем теперь ломать голову.

Игорь ВИРАБОВ
«Комсомольская правда», 21 апреля 2004

 

ГРОЗА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".