МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
А.Н.Островский
ГРОЗА

Версия для печати

Красота взорвет мир

Молодая звезда "Современника" оказалась самым неожиданным и ярким "лучом света" в эпатажной премьере "Грозы"

Как же она непохожа на вальяжную Аллу Тарасову - Катерину в киноверсии "Грозы" 1933 года, которую не без умысла крутят в фойе перед началом спектакля! По сцене ходит маленькая хулиганка с непередаваемой пластикой и ни на что не похожими интонациями, от которой не оторвешь глаз (это вообще фирменное свойство актрисы - не прикладывая никаких видимых усилий, приковывать к себе всеобщее внимание).

Нашего зрителя удивить трудно, но такой Катерины он еще не видел. Это женщина-взрыв, женщина-катастрофа. Никого не могут обмануть ее хрупкая фигурка, фарфоровый профиль и кукольные ужимки. Она голубкой воркует с мужем, кошечкой ластится к свекрови - но та ее боится, потому что опытнее всех и видит, кто поселился в доме...

Недаром священный для поколений актрис монолог "Отчего люди не летают?" Хаматова выкрикивает, растянувшись плашмя на мокром месте.

Хаматова принадлежит к тому типу актрис, о которых говорят "женщина-ребенок". Отсюда замечательное исполнение роли в спектакле "Мамапапасынсобака" и особая хрупкость, почти детская уязвимость всех ее героинь - от чеховской Ирины до Патриции у Ремарка. Она стала знаменитой после роли в фильме Тодоровского "Страна глухих", где тоже сыграла молодую женщину, почти девочку, легко находящую общий язык и с глухонемыми, и с бандитами, но беспомощную в решении вопросов собственной жизни, которые требуют иного, взрослого подхода. При этом ее персонажи могут обладать и недюжинной силой, особенно удивительной при внешней миниатюрности. Чулпан замечательно пластична и музыкальна, а в "Грозе" еще выделывает настоящие акробатические трюки, то бесстрашно зависая где-то высоко-высоко, то стремительно спускаясь вниз едва ли не по канату. Но главное - в ней есть та подлинность чувств и сила характера, которые безошибочно чувствует зритель, выбирая любимую актрису. Сегодня она сама по-настоящему сильный человек и прекрасно знает, чего хочет в жизни, а к таким людям всегда тянутся.

Умница, она одинаково успешно играет и у своего учителя Алексея Бородина в РАМТе, и у Галины Волчек, и в антрепризе. Недавно родила вторую дочку и закончила съемки в сериале "Дети Арбата" режиссера Андрея Эшпая, где у нее опять главная роль. Она, как сама говорит, давно живет "в собственном пространстве принятия решений" и ничего не боится. Не боится даже со временем оставить сцену, поменять профессию: Не правда ли, такой подход очень отличается от болезненной зацикленности на театре, когда иная средняя артистка годами ждет ролей и спивается, а журналисты взахлеб пишут о ее драме. У нынешних новая степень свободы, и это, безусловно, чувствуется на сцене.

Поразительно, как легко и органично переходит актриса от характерных сцен к лирическим и каких высот она в последних достигает. Ее героиня наделена невиданной силой жизни и энергией, и ей необходимо на что-то их тратить. До эпохи эмансипации потратить такое богатство можно было только на одно - и появляется он. Ее любовь безгранична и покоряет зал. Катерина Хаматовой так ненавидит благопристойное мещанское существование, что лезет любить Бориса (Юрий Колокольников) под самые колосники, в прозрачную клетку для голубей, чтобы видели все - и действительно, вокруг распахивается бесконечное множество окон, в которых ветер раздувает белые занавески (художник Александр Бродский).

А Кабаниха Елены Яковлевой - вовсе не старая женщина; с чувством юмора и неподдельной нежностью к неудавшемуся сыну. Поэтому знаменитая сцена проводов Тихона, когда Кабаниха якобы всех унижает, превращается в розыгрыш близких людей, которым надо же как-то расцветить унылое существование в городе Калинове. Можно так с Островским или нельзя - другой вопрос, хотя, думаю, что в искусстве можно почти все, если это талантливо. Особенно сегодня, когда знаменитые сюжеты принадлежат уже всей мировой культуре - бери, что сможешь, и покажи, на что ты сам способен.

Нина Чусова и берет, и доказывает. Она в один спектакль вместила и Тихона, похожего на Бальзаминова (сцена уставлена голубятнями, где воркуют настоящие голуби), и презабавную интермедию на тему "Снегурочки" Островского, когда во втором акте домочадцы разыгрывают этот сюжет перед Кабанихой и гостями, а Катерина, конечно, Снегурочка, которая тает на глазах.

Есть и уморительные "странные" (странницы и приживалки в пьесе) - веселые девушки, откровенно завидующие Варваре и Катерине.

Педагоги Хаматовой в ГИТИСе (теперь РАТИ) говорили мне, что она с первого курса существовала наособицу и никогда не занималась тем, что ей неинтересно. "Скучно здесь!" - отчаянно кричит ее Катерина, и именно это обстоятельство в конечном итоге и бросает ее в объятия Бориса, и заставляет прилюдно каяться. Тема греха и наказания за него - важнейшая для Островского, но в новом спектакле "Современника" Катерина мучается не столько от стыда, сколько от ненависти к окружающим ее пошлым и глупым людям, жизнь которых откровенно неталантлива и однообразна. Здесь царство не столько темное и страшное, сколько заурядное и неинтересное, а для таких натур, как Катерина, это страшнее смерти, поэтому она его и взрывает. Прозрение наступает потом, когда от этого взрыва гибнет не один только постылый уклад - гибнут еще и живые люди: враз поседевшая и постаревшая от позора и боли за сына Кабаниха и беспробудно пьющий Тихон. Поэтому в последней сцене с Борисом мы видим уже другую Катерину - повзрослевшую, познавшую истину. Она судорожно цепляется не столько за любовника, сколько за жизнь, но понимает, что обречена. За финал этого спектакля можно простить Чусовой многие ее пошлости и несуразицы в других постановках: по тонкой веревочной лестнице куда-то вверх, в синее пространство воды или неба, карабкается невесомая женская фигурка. Сбоку вырываются клубы пара, как будто подходит поезд, предназначенный для еще одной знаменитой героини. Она, конечно, сорвется вниз и разобьется насмерть, как всегда погибает красота, не выживающая в мире обыденности.

Каким образом авторам нового спектакля и актрисе удалось завершить эту постановку, часто напоминающую капустник, на такой высокой ноте, - не знаю. Чусова работает в жанре эксцентрического шоу, обожает клоунаду, гротеск и всякие приколы. Она эклектичная, безалаберная, не слишком подбирает слова, когда признается: "Никому в голову не придет такая фигня, которая мне вдруг приходит. Мой мир весь фантастический, мне нравится мистика, в которой я существую. Я и живу точно так же, в иллюзиях: "Ее легко ругать и пародировать, когда она грозится переписать едва ли не всю русскую классику. Но при этом Чулпан Хаматова лучшие свои роли играет именно в ее спектаклях. Актриса своя на этом празднике жизни, который многим представляется издевательством. Для этого тоже нужна отвага - та самая, о которой писал когда-то великий поэт, обращаясь к другой артистке. Времена меняются - отвага остается.

Досье

Чулпан Хаматова родилась в 1975 году в Казани. После школы несколько месяцев проучилась в Финансово-экономическом институте, откуда неожиданно ушла и поступила в Казанское театральное училище. Сценическое образование она завершила в московском ГИТИСе на курсе Алексея Бородина.

Актриса выступала на сценах разных московских театров - Молодежного (где, в частности, сыграла Анну Франк в "Дневнике Анны Франк"), "Современника" (Патриция в "Трех товарищах"), Центрального детского и других. В кино начала сниматься на третьем курсе - ее пригласил Вадим Абдрашитов в картину "Время танцора". Роль Риты в фильме Валерия Тодоровского "Страна глухих" принесла ей всероссийскую славу. В 2004 году Чулпан Хаматова была удостоена приза "Золотой маски" и выдвинута на Госпремию. Только что актриса снялась в телесериалах "Империя под ударом" и "Дети Арбата", а вскоре примет участие в съемках фильма (и телеверсии) "Казус Кукоцкого" по роману Людмилы Улицкой.

Нина АГИШЕВА,
«Московские новости», 23-29 апреля 2004

ГРОЗА
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".