МОСКОВСКИЙ ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"
афиша | спектакли | премьеры | труппа | история | план зала
как нас найти | новости | форум "Современника" | заказ билетов
Валентин Гафт
СОН ГАФТА, ПЕРЕСКАЗАННЫЙ ВИКТЮКОМ

Версия для печати

Тень Сталина

Смотрела я тут на днях спектакль в театре "Современник". "Сон Гафта, пересказанный Виктюком" называется. Даже не столько спектакль, сколько акция, публицистическое высказывание, поступок. А все потому, что про товарища Сталина рассказ, про поистине титаническую (или все-таки демоническую?) личность, цепко держащую наших современников на коротком поводке, не отпускающую их от себя даже во сне. На сей раз приснился он Валентину Гафту.

Сон, пересказанный Романом Виктюком и сыгранный с помощью Александра Филиппенко и Максима Разуваева, записан в стихах. А если точнее, в эпиграммах, на которые, как известно, Валентин Гафт большой мастер. Некоторые бьют не в бровь, а в глаз. Вот, например: "Вам нравится в моей быть власти. / Идя на сцену, как на плаху, / У вас глаза горят от счастья. / И бешеный восторг от страха". Это генералиссимус (его играет Гафт) ехидно сообщает Эдварду Радзинскому, упоенно работающему в архивах над его жизнеописанием. А тут, как специально, через пару дней показали по телевизору интервью Познера с Радзинским, так ведь все точно, сама видела - глаза горят восторгом, цитаты сыплются как из порванного мешка, и со смертью вождя все оказывается не так просто: загубили, загубили его преступные соратнички.

По всему выходит, дивный артист и хороший, за судьбу страны переживающий человек Валентин Гафт пьесой своей и этим спектаклем хотел предупредить, разбудить, напомнить об опасности. Показали бы они с Филиппенко короткий и злой капустник про Сталина, цены бы их акции не было. Но они играют многословный спектакль и время от времени заигрываются, не очень понимая до чего. И бешеный восторг в глазах появляется сам собой, от хорошей игры. Филиппенко, впрочем, только намекает тут на маски Радзинского, Жванецкого, Жукова, Зюганова и от законов капустного жанра не отступает. Зато Гафт играет во всю мощь, как привыкли в русском психологическом театре. То есть объемно, многослойно. И товарищ Сталин у него то злодей, а то мудрец. Говорит, например, о Шостаковиче (им затравленном): "Он даже не талант, он гений". И публика в зале немедленно аплодировать начинает. Кому только? Гафту или Сталину - вот вопрос.

Теперь вспомним, что Гафт в своем поступке-акции не одинок оказался. Его предшественниками были не менее мощные актеры - Сергей Юрский и Игорь Кваша. Юрский поставил и сыграл Сталина в спектакле "Вечерний звон" в "Школе современной пьесы", а Кваша - в "Полете черной ласточки" в том же "Современнике". Понятно, что именно актеры-шестидесятники за тему эту взялись. Немало пережили в советские-то времена, есть, что внукам рассказать. Но, как известно, благими намерениями дорога в ад вымощена. И лучший друг детей и физкультурников раз за разом представал на сцене крупной, значительной личностью, которого к тому же еще и жалко было. Никто его, бедного, не любил, все только боялись. А все потому, что актеры эти - верные последователи системы Станиславского, который, напомним, любил говорить: "Играя злого, ищи, где он добрый". Вот они и стараются, жизнь человеческого духа на сцену переносят.

Так, может, ну его совсем? Оставим этого господина в прошлом, раз уж не получается его раз и навсегда развенчать. Пусть там и сгинет, очень уж прилипчив. Гафт, например, в своей пьесе задается вопросом: "Кто он, дьявол или бог?" Да полноте, Валентин Иосифович, неужто вы до сих пор не знаете ответа на этот вопрос? А если знаете (не сомневаюсь в том), зачем задаете? Стоит ли сегодня играть в отгадайку с публикой, которая и без того готова злодея "именем России" назвать? Известно ведь, если раз от раза произносить слово "халва", во рту сладко сделается. А это вредно для здоровья. И для здоровья нации в том числе.

Говорят, человечество, смеясь, расстается со своим прошлым. Не знаю. Мы вот смеяться очень любим. Шутим, ерничаем, а с товарищем Сталиным все еще на дружеской ноге. К чему бы?

Марина ЗАЙОНЦ
«Итоги» №7, февраль 2009 года

СОН ГАФТА, ПЕРЕСКАЗАННЫЙ ВИКТЮКОМ
Вернуться
Фотоальбом
Программа

© 2000 Театр "Современник".